Что выберет Буратино? Минпросвещения осваивает соцсети, а проиграют родители

Советы, как детям избежать участия в опасных испытаниях, опубликовала 10 февраля "Учительская газета".

Как отмечает издание, попытки подростков произвести впечатление на своих сверстников приводят к поступкам, которые часто заканчиваются трагически. Так, в соцсети TikTok распространялись видео, в которых подростков призывали к опасным для жизни действиям. Также в соцсетях создавались многочисленные "группы смерти", где детей через цепочку опасных заданий часто доводили до суицида.

Издание советует родителям учить своих детей критически относиться к предложениям в соцсетях. Разъяснять детям на конкретных примерах, к чему может привести участие в опасных мероприятиях и как нужно правильно отказываться от участия в них. Кроме того, издание советует родителям заранее договориться с детьми об особых сигналах (специальное слово или эмодзи), которые дети могут отправить взрослым. Отправка ребенком такого сообщения будет означать для родителей просьбу вмешаться.

Напомним, в сентябре 2020 года Минпросвещения РФ анонсировало выпуск российского сервиса, аналогичного TikTok, на котором подростки смогут создавать короткие видео.

Комментарий РВС

Советы, как детям избежать участия в челленджах, "группах смерти" - это, конечно, хорошо. Но как быть с тем, что само Министерство просвещения РФ создает ресурс, аналогичный TikTok? Как быть с проводимым этим же министерством совместно с TikTok конкурсом #УчителяТикТок, который проходил на данной платформе с 5 октября по 5 ноября 2021 года? Ведь очевидно же, что всё это делается для того, чтобы дети заходили на эти площадки и смотрели ролики. Одновременно с этим мы читаем публикации, в которых даются советы родителям, как нужно вытаскивать детей из опасных ситуаций, создаваемых на тех же развлекательных площадках.

То есть в этих соцсетях ролики с призывами к детям совершать саморазрушающие действия перемежаются в ленте с роликами, созданными учителями. Более того, известно, что алгоритмы подобных развлекательных ресурсов построены по принципу предпочтений - "что чаще смотришь, то и будем подсовывать". Таким образом, платформа предлагает ребенку самому (т.е. без участия взрослых) выбрать тот контент, который его привлечет. И лишь на стадии, когда ребенок таки выбрал и попал в неприятности, порожденные данным выбором и просмотром деструктивного контента или вот-вот попадет, сердобольные издания спешат со своими спасительными советами, как родителям не потерять своих детей. Которых само Минпросвещения директивно затолкало в эти соцсети.

Это напоминает сюжет из сказки про Буратино А. Н. Толстого. Когда папа Карло отправил деревянного человечка в школу, тот по дороге встретил процессию театра кукол Карабаса-Барабаса и сделал свой выбор отнюдь не в пользу школы. Но то была сказка, которая завершилась хорошо. А какую сказку хотят сделать былью в отечественном Минпросвещения - вопрос серьезный.