Битва Рустама с Белым дивом. Иран. XIX в.
Начало военной спецоперации России на Украине повлияло на процессы во всем мире. В Закавказье после второй войны в Карабахе, когда в сентябре 2020 года Азербайджан при поддержке Турции сумел военным путем присоединить к себе несколько районов Нагорного Карабаха, сохраняется не до конца определенная ситуация. И ее можно назвать весьма напряженной.
События на Украине еще больше подняли градус и повысили ставки. «Связанность» России ситуацией на Украине дополнительно провоцирует страны региона на решение своих геополитических и экономических проблем.
Неокончательная победа Азербайджана
Недовольный неокончательными итогами 44-дневной войны Азербайджан хочет получить всю территорию Нагорного Карабаха и для этого регулярно осуществляет военные провокации в адрес армянских военнослужащих и российских миротворцев, что совпадает с планами Турции по выдавливанию России из Закавказья.
Участие же РФ в спецоперации на Украине дополнительно создает у турецко-азербайджанской стороны ощущение, что один из основных игроков сейчас занят и есть возможность решать свои задачи, не опасаясь ответа.
«Мы должны воспользоваться подходящим моментом, и пока внимание России сосредоточено на Украине, пока она находится в изоляции, должны обеспечить свои интересы, восстановить суверенитет над своими территориями. Если в состоянии изоляции Россия делает такие заявления, что будет завтра, если она встанет на ноги? Пусть это будет второй фронт. Турция сейчас на стороне Азербайджана», — заявил в эфире Xural TV председатель Белой партии Азербайджана Турал Аббаслы.
Политика Азербайджана, направленная на постоянное военное давление на границе с Арменией и Нагорным Карабахом, а также регулярные заявления о территориальных претензиях к Еревану, продолжаются с момента окончания второй войны в Карабахе и не могли не вызвать реакцию Ирана.
26 марта 2022 года киберкрыло иранского Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) в ответ на статью в азербайджанской газете Yeni Musavat, в которой говорится, что Азербайджан имеет право «вернуть свои земли», поскольку Армения является одной из исторических земель Азербайджана, опубликовало сообщение с четким отношением к ситуации в Нагорном Карабахе.
«Любое военное вторжение в Армению столкнется с реакцией иранских вооруженных сил. Исламская Республика Иран неоднократно заявляла, что не потерпит изменения границ соседних стран», — говорится в сообщении.
Позже появился видеоролик с данным посланием, в котором было показано выступление духовного лидера Ирана аятоллы Хаменеи. Он заявил, что международные границы должны соблюдаться. Также были продемонстрированы пуски баллистических ракет и учения КСИР. А в конце видео был показан Нагорный Карабах, выделенный красным цветом на фоне флага Армении, и появилась надпись «красная линия».
Стоит отметить, что Иран устами различных политиков, чиновников и высокопоставленных военных неоднократно предостерегал соседей Армении от попыток изменить границы.
Так, в ноябре 2021 президент Ирана Ибрагим Раиси в телефонном разговоре с президентом РФ Владимиром Путиным заявил, что для его страны неприемлемы какие-либо геополитические изменения или изменения границ в Закавказье.
Стоит отметить, что в данном случае речь идет не сколько о желании Ирана защитить Армению от соседей, сколько о желании защитить свои жизненные интересы в регионе. В случае, если Азербайджан с Турцией военным путем захватят Сюникскую область Армении, Иран окажется фактически отрезан протурецкой «дугой» от сухопутного пути в Россию и Европу.
Турецкий транспортный проект
Спецоперация РФ на Украине послужила катализатором еще для одного процесса, связанного с экономикой. Наложенные на Россию экономические санкции, а также западные меры, направленные на блокирование торговых путей, по которым Россия до спецоперации транспортировала товары, создают новую ситуацию в регионе. Конкуренция за транспортные проекты, которую и ранее вели игроки региона, еще сильнее усилилась.
Так, усилилась конкуренция Турции и Ирана за то, кто станет транспортным хабом региона, за то, чей транспортный проект победит. Усиливают накаленность сообщения о возможностью снятия с Ирана наложенных ранее ограничений.
31 марта 2022 года Азербайджан, Грузия, Турция и Казахстан подписали четырехстороннюю декларацию «О Транскаспийском коридоре Восток — Запад», в которой отмечается важность задействования Транскаспийского коридора Восток — Запад и намечаются шаги по укреплению транзитного потенциала участников.
А уже 11 апреля 2022 года стало известно, что железнодорожные ведомства Турции, Азербайджана, Грузии и Казахстана запланировали создание совместного предприятия под названием Middle Corridor, призванного усовершенствовать услуги по перевозке грузов, в том числе по маршруту Китай — Турция.
Ожидается, что Middle Corridor соединят с иранским коридором «Север — Юг» через порты Каспийского моря, тем самым «протянув» его в Иран и арабские страны вдоль Персидского залива, Восточной Африки и Индии.
Турция продолжает стремиться занять положение регионального «хаба». По мнению экспертов, подобные проекты являются, в том числе, частью плана страны по построению единого тюркского пространства.
Также эксперты отмечают, что помимо традиционных участников в таком проекте неожиданно появился и Казахстан, притом, что России ни в этом, ни в ряде других подобных проектов нет.
«Кстати, зарегистрировать предприятие планируют в 2023 г. — год столетия Турецкой Республики. Символично. И не похоже на совпадение», — написал в своем Telegram-канале тюрколог Владимир Аватков.
Несмотря на то, что иранский транспортный проект «Север — Юг» является прямым конкурентом турецкого проекта «Срединного коридора» (Middle Corridor), Иран в экономических вопросах начал активно взаимодействовать с турецким союзником — Азербайджаном. Новая реальность в Закавказье, вызванная итогами второй войны в Карабахе, спецоперацией на Украине, а также протурецкой позицией руководства Армении фактически толкает Иран в объятия Азербайджана.
Дополнительной остроты и неоднозначности ситуации добавляет то, что в новой реальности товарооборот России с Ираном и Индией будет расти, а значит и статус Азербайджана в качестве транзитной страны будет возрастать.
Недавно стало известно о новом транспортном маршруте, который станет ответвлением иранского транспортного коридора «Север — Юг». Планируется создание новых коммуникационных связей между Восточно-Зангезурским экономическим районом Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой через территорию Ирана. Речь идет о новых железнодорожных и автомобильных линиях связи с Нахичеванью, а также новых линиях электроснабжения.
Фактически Иран через свою территорию планирует реализовать аналог так называемого Зангезурского коридора, связывающего Азербайджан и Нахичеванскую Автономную Республику, против появления которого активно выступает Армения.
«Этот коридор, соединяющий Турцию, Иран и Азербайджан, станет новым коридором в Евразии, который изменит весь транспортный ландшафт», — заявил помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев.
По словам посла Азербайджана в Иране Али Ализаде, торгово-экономические связи между Азербайджаном и Ираном развиваются из года в год. Азербайджану, по его словам, было предложено участие в маршруте «Персидский залив — Черное море», и переговоры об этом сейчас ведутся. В кратчайшие сроки планируется завершить строительство нового моста через реку Астарачай между Азербайджаном и Ираном.
Стороны, отмечает посол, ведут переговоры по вопросу совместной разработки нефтяных месторождений на Каспийском море. Иранские компании, отметил он, выразили готовность принять участие в восстановлении территории Нагорного Карабаха, отошедших Азербайджану.
Кроме того, Иран и Азербайджан договорились продолжить строительство и эксплуатацию гидроузлов и гидроэлектростанций «Худаферин» и «Гыз галасы» на приграничной реке Аракс.
Выгодоприобретатель
В ситуации, когда против России продолжают вводить все новые ограничения, с Ирана санкции не сняли, а союзник обеих стран — Армения — в лице своего руководства двигается в протурецком ключе, становится понятно, что основными бенефициарами ситуации в Закавказье станут Турция и Азербайджан. Они могут получить новые рынки сбыта, новые транспортные маршруты, а также новые экономические возможности.
Алексей Кулаев