Густав Климт. Смерть и жизнь. 1908—1909, 1916
Новые испанские законы, либерализующие аборты и смену пола, подверглись жесткой критике со стороны местных католических епископов в ходе их недавнего спора с возглавляемым социалистами правительством премьер-министра Педро Санчеса. Об этом 1 марта сообщает UCA News.
«У нас не все хорошо — мы действительно идем по пути гибели человека и общества», — заявил епископ Кордовы Деметрио Фернандес в письме верующим от 26 февраля. «Как будто все бесы вырвались на волю, и мы видим повсюду ложь, насилие, нарушения прав человека и зло во всех его формах. Мы не можем противостоять такому злу с помощью политической программы — бесов можно изгнать только молитвой и постом».
Так он прокомментировал вступление в силу новых законов, позволяющих 16-летним делать аборты на сроке беременности до 14 недель без уведомления родителей, а также формально менять свой биологический пол без медицинских или юридических процедур.
Новый «Основной закон о сексуальном и репродуктивном здоровье», принятый 16 февраля 185 голосами против 154 в конгрессе депутатов Испании, состоящем из 350 мест, также предусматривает уголовную ответственность за молитвы за пределами клиник для абортов и вводит реестр врачей, отказывающихся прервать беременность. Кроме того, закон либерализует половое воспитание и предоставляет бесплатные таблетки «от грусти».
Закон о реальном и фактическом равенстве трансгендеров и гарантии прав ЛГБТ, также принятый 16 февраля вопреки оппозиции феминистских групп и Генерального судебного совета Испании, позволит лицам старше 12 лет заявить об изменении пола с одобрения суда.
Аналогичные меры, принятые в 2014 году Данией, с 1 февраля вступили в силу на территории Финляндии для лиц старше 18 лет. Швеция, Франция и Великобритания пока заблокировали подобные законодательные инициативы.
Епископ Фернандес указал, что животные в настоящее время пользуются в Испании большими правами, чем нерожденные дети, и призвал пробудить совесть в «обществе, которое кажется оцепенелым и одурманенным».
Еще один испанский епископ — о. Хосе Игнасио Мунилья из Ориуэла-Аликанте уверен, что социальный, культурный, семейный и личный кризис в Испании отразился на политической сцене, добавив, что стране нужны лидеры, «которые прислушиваются к своей совести, прежде чем консультироваться с соцопросами».
«Все это началось несколько десятилетий назад с процесса секуляризации и привело к затмению разума и совести», — сказал о. Мунилья в своем пастырском послании по случаю Великого поста.
«Нет правды или лжи, правильного или неправильного — есть только политика, которая стала искусством создания необходимой синергии для создания большинства, необходимого для осуществления и удержания власти», — говорится в тексте послания.
В проповеди от 22 февраля кардинал Карлос Осоро Сьерра из Мадрида сказал, что жизнь и мир «ежедневно разрушаются и подвергаются опасности» не только из-за насилия и вооруженных конфликтов, но и из-за таких практик, как аборты и эвтаназия, добавив, что защита жизни стать «новой границей» для решения социальных вопросов.
Между тем, новые законы также подверглись критике — что являет собой редкий случай вмешательства Святого престола в подобные вопросы — со стороны нунция Ватикана в Испании архиепископа Бернардито Ауса, который заявил на конференции 21 февраля в Мадридском католическом университете им. Франсиско де Витория, что правительство Педро Санчеса «слишком сосредоточено на целях, которые церковь не разделяет».
Он добавил, что в поддержанном правительством законе о защите животных, принятом 9 февраля, предполагается, что на защиту находящихся под угрозой исчезновения видов выделяется больше ресурсов, чем на нерожденных детей, и сказал, что сожалеет о действующем законодательстве, предписывающем «18 месяцев тюремного заключения за убийство крысы, в то время как все приспособлено для выполнения аборта».
Санчес стал первым главой правительства Испании, который отказался принести свою инаугурационную присягу на Библии в июне 2018 года, а в январе 2020 года сформировал левую коалицию с радикальной партией «Подемос» в рамках 50-страничной программы, обещающей либеральные изменения.
С тех пор принимаемые правительством Испании законы секуляризовали образование и разрешили эвтаназию за государственный счет, в то время как запланированный Ley de Familia, или закон о семье, признает аж целых 16 различных типов семей.
Местные советы также были уполномочены убрать католические символы в общественных местах, а правительство вдобавок обязалось пересмотреть ряд соглашений 1979 года с Ватиканом. В частности закон о памяти, принятый в октябре прошлого года, запретит кресты и памятники, которые, как считается, восхваляют бывшую диктатуру генерала Франсиско Франко (1892-1975). При этом мемориал Долины павших в гражданской войне в Испании будет передан под светское, а не католическое управление.
Консервативные оппозиционные испанские партии Partido Popular и Vox, которые выступили против новых законов, обвинили правящую коалицию в ниспровержении системы ценностей страны и нарушении Конституции и международного права.
Между тем, в 108-страничном заявлении от 13 января конференция испанских епископов перечислила недавние шаги, которые поставили во главу угла «абсолютную власть личности», и заявила, что испанские семьи оказались в центре противоречий и идеологической поляризации в то время, когда треть населения живет в бедности, а национальный уровень рождаемости упал на 35% за 15 лет.
Несмотря на то, что в 70-ти епархиях и 23 тыс. приходов церкви резко сократились призвания и массовая посещаемость, согласно январским данным, 53,7% из 47 млн жителей Испании по-прежнему идентифицируют себя как католики, а церковь оказывает сильное влияние через большую сеть школ и благотворительных учреждений.
В опросе, опубликованном 27 февраля испанским Centro de Investigaciones Sociológicas (CIS), 73% практикующих католиков заявили, что примут участие на местных выборах в мае и на парламентских выборах в декабре, при этом половина пообещала поддержать ультраправых — Народную партию и Vox.
28 февраля на пресс-конференции в Мадриде церковные финансисты заявили, что в 2022 году рекордные 8,5 млн испанцев выделили церкви часть налогов, что принесло ей более 340 млн евро, что составляет почти четверть ее общего дохода.
Испанские организации, выступающие за жизнь, с началом Великого поста объявили о старте кампании против новых законов, принятых 22 февраля, и должны провести митинги «Да жизни!» по всей стране 12 марта, а Федерация ассоциаций в защиту жизни проведет национальный конгресс 3–4 марта, направленный против «стены насилия, невежества, несправедливости, лжи и манипуляции культурой смерти».
В своем письме епископ Фернандес призвал католиков подумать, какие еще конкретные действия они могли бы предпринять во время Великого поста в ожесточенной борьбе между культурами смерти и жизни.
Между тем, епископ Мунилья выразил сожаление, что преступления, ранее санкционированные Уголовным кодексом Испании, были переопределены, чтобы гарантировать поддержку тем, кто их совершает, поскольку Конституционный суд, закрепивший право на жизнь в 1985 году, теперь благословил закон, признающий право на избирательные аборты.
26 февраля другой церковный лидер, епископ Кориа-Касерес Хесус Пулидо, заявил еженедельнику Periódico Extremadura, что создатели новых законов отказались от научных, моральных и религиозных соображений, добавив, что он уверен, что перечисленные меры в конечном итоге будут отменены.
«Право на жизнь — это не гражданское право, а фундаментальное право человека, и беременность — это не физическое состояние, которое нужно вылечить, а новая жизнь, которая прорастает», — подчеркнул епископ.
Комментарий РВС
Едва ли испанская Церковь сможет в одиночку эффективно противостоять натиску глобалистской идеологии со всеми ее течениями - радикальным феминизмом, гендером и прочими элементами сатанизма. Во-первых, Ватикан занимает в этой борьбе соглашательскую позицию, а, во-вторых, испанское общество серьезно секуляризировано. Среди населения Испании менее четверти тех, кто посещает церковь хотя бы раз в месяц (данные 2022 года).
И тем не менее, усилия Церкви крайне важны, потому что позволяют объединить усилия защитников традиционных ценностей. К сожалению, те же среди тех же традиционалистов очень сильны ультраправые, практически фашистские убеждения, поэтому ожидать от них сотрудничества с Россией бессмысленно.