Власти категорически отказываются официально признавать нехватку учителей. Однако она есть практически во всех школах, а в небольших поселениях она особенно ощутима: если учителя нет, то его нет не только в поселке, но и в ближайших к нему окрестностях. Неспроста правительство РФ для помощи небольшим школам запустило программу «Земский учитель». При этом нужно понимать, что она позволит закрыть лишь несколько тысяч вакансий (в 2020 году — четыре тысячи). Учитывая, что в России миллион учителей, это капля в море. В реальности программа может помочь совсем уж загибающимся сельским школам и рассчитана лишь на тех педагогов, которые не избалованы городским комфортом и смогут вписаться в суровые реалии жизни небольших поселков.
С другой стороны, понять, насколько школы недоукомплектованы учителями, можно, соотнеся официальные данные Минпросвещения по количеству школ и по численности учителей по конкретным предметам. Из них следует, что школы РФ укомплектованы учителями по большинству предметов не более, чем на две трети. Проблема решается тем, что учителя работают на полторы, а то и две ставки. Работать полноценно с такой нагрузкой невозможно, такая работа — «халтура» ради хорошей зарплаты. Однако такое положение дел выгодно чиновникам, так как позволяет отчитаться о требуемом росте зарплат педагогов.
Вообще, проблема зарплат и нагрузки неразрывно связана с главной бедой: администраторы всех мастей должны чем-то прикрывать свое существование. Именно ради этого учителя вместо обучения детей вынуждены составлять отчеты, разрабатывать учебные программы и вести разнообразные журналы. Несмотря на оптимистичные заявления министров об уменьшении отчетности, воз и ныне там, разве что бумажная форма отчетности превратилась в электронную. Кроме того, школа как была, так и остается сферой услуг, в которой клиент (ученик и его родители) всегда прав. В такой обстановке выживет далеко не каждый педагог.
Неудивительно, что учителя бегут из школ вопреки победным реляциям Минпросвещения. Однако шила в мешке не утаишь. Проблему косвенно был вынужден признать даже президент РФ Владимир Путин, согласившись с тем, что в виде исключения можно расширить программу «Земский учитель» на город Саров, котором проживает более 90 тысяч человек. Если дефицит учителей есть даже в городе, которому уделяется особое внимание, то какова обстановка с кадрами в школах других малых городов? Самое главное, решить проблему разовыми выплатами не удастся, необходимы системные меры, которые изменили бы статус учителя. Вот на это как раз власть имущие не готовы. Для них повышать чей-то статус — всё равно, что делиться властью.
Поэтому нам представляется, что единственным "решением", которое вскоре нам предложат власти, - это замена учителей искусственным интеллектом. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Если родительское сообщество этот процесс не остановит, то о достойном образовании для российских детей придется забыть.