В МПГУ пытаются чтить память великого педагога К. Ушинского, но как насчет того, чтобы следовать его заветам?


Во внутреннем дворе Главного корпуса Московского педагогического государственного университета 28 мая открыли аллею имени великого российского педагога Константина Дмитриевича Ушинского.

На церемонию собрались представители Минпросвещения РФ, Российской академии образования, руководство вуза, преподаватели и студенты.

Комментарий РВС

Нельзя не приветствовать сохранение памяти об «отце русской педагогике» Константине Дмитриевиче Ушинском. Замечательно, когда будущие педагоги имеют перед своими глазами напоминания о таких подвижниках.

Однако невозможно не задать вопрос: а следует ли отечественная педагогика сейчас тем путем, который намечал Ушинский? Можно вспомнить, что, работая в Смольном (тогда институте для девиц), он сумел устранить неравенство, различное отношение к воспитанницам из разных слоев общества. Сейчас в образовании это неравенство стремительно наращивается, насаждаются «элитные» школы, а уровень преподавания в «обычных» снижается.

А вводящаяся цифровизация с заменой учителя роботом или видеоуроком кардинально противоречит идеям Ушинского. Вот что он сам писал о педагогике:

«Мы не придаем педагогике эпитета высшего искусства, потому что самое слово - искусство - уже отличает ее от ремесла. Всякая практическая деятельность, стремящаяся удовлетворить высшим нравственным и вообще духовным потребностям человека, т. е. тем потребностям, которые принадлежат исключительно человеку и составляют исключительные черты его природы, есть уже искусство. В этом смысле педагогика будет, конечно, первым, высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества - их стремлению к усовершенствованиям в самой человеческой природе: не к выражению совершенства на полотне или в мраморе, но к усовершенствованию самой природы человека - его души и тела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек».

Как это сочетается с современными тенденциями в российской педагогике? Вопрос риторический.