В России не хватает педагогов на инженерные направления и некого на них набирать


В России катастрофа как с образованием в целом, так и конкретно с техническим образованием, заявил народный учитель России, профессор кафедры математического анализа РГПУ Сергей Рукшин.

"Число участников экзамена по профильной математике — около 282 тыс. В прошлом году было 302 тыс. Минус почти 20 тыс. за год. При том что численность населения в возрастной группе нынешних выпускников увеличилась вслед­ствие подъема рождаемости в середине нулевых", — рассказал Сергей Рукшин.

По словам педагога, профильная математика — вступительный экзамен, и тут важно не только число участников, но и его результаты. 
"В вузах, подведомственных Минобрнауки, — где готовят инженеров, айтишников и т. д., — порог минимальных баллов, необходимых для поступления, равен 39. В прошлом году доля неудачников составила 20,5%. Видимо, можно ориентироваться на этот показатель и в нынешнем году. Таким образом, количество абитуриентов, способных поступить на связанные с математикой специальности, составит примерно 226 тыс." - пояснил народный учитель.

"У нас колоссальный дефицит учителей. Коллеги из Ленинградского гос­университета им. Пушкина рассказали, что у них были организованы курсы, на которых велено было переучивать преподавателей физкультуры, биологии и иностранного языка на учителей математики из-за нехватки таковых в области. На переучивание отводилось немногим более 200 учебных часов. Это чистая профанация" - объяснил Рукшин. 

По его мнению, дефицит учителей математики маскируется тем, что педагоги работают на 1,5–2 ставки, закрывая кадровую брешь. И потому власти не спешат решать проблему. Однако качественно учить при такой нагрузке невозможно.

Кроме того, крайне отрицательно влияет ЕГЭ, "как пылесос" вытягивающий талантливую молодежь из регионов в столичные вузы. 
"В Петербурге множество барменов и официантов с высшим образованием. А в региональных технических вузах они были бы успешными студентами и потом работали бы на предприятиях в своих регионах. Мы тратим бешеные деньги на выпуск кадров, которые не востребованы. Добавлять бюджетные места на инженерные направления бессмысленно, когда не из кого набирать" - отметил Сергей Рукшин.

Комментарий РВС

Низкий социальный статус технических специалистов, как и низкие зарплаты преподавателей, обучающих их, не единственные причины того, что возникла проблема с недобором в технические вузы, а по большому счету – с обретением технологического суверенитета. Истоки катастрофы с образованием лежат в потребительском отношении к жизни, которое в постсоветское время стало основой устройства современного общества.

Зачем грызть гранит науки или учить избалованных детей, если без особых интеллектуальных усилий и стрессов можно зарабатывать деньги в торговле, общепите или блогосфере? Более того, когда успешность определяется материальным достатком, то система образования уже сама по себе начинает перестраиваться на формирование митрофанушек, а не Ломоносовых.

Чтобы избежать этого в школе, в первую очередь следовало бы отказаться от приоритета «прав детей» над «правами учителя», иначе во всех неудачах учеников, не желающих напрягаться, в первую очередь будет виноват преподаватель, а не они сами. Между тем такой поворот стал бы поистине революционным событием.

Власть имущие не могут себе этого позволить, им пока и так хорошо – «к чему стадам дары свободы?»… Это в данный момент им хорошо. А о перспективе они, к сожалению, не привыкли задумываться.