Коронавирусная эпопея переформатировала сознание

Вероятно, многие не осознают, насколько масштабные изменения произошли в сознании людей после эпидемии коронавируса и тех безумных мер, которые принимались как бы для борьбы с ним. Интервью с антропологом Михаилом Алексеевским позволяет снова взглянуть на эти изменения.

Наиболее очевидным является отношение к загородному жилью. Если до эпидемии эта сфера переживала кризис, то начавшийся еще прямо в ходе карантинов бум на загородные дома продолжается и сейчас.

«До пандемии этот сегмент переживал острейший кризис, потому что в глобальном открытом мире дача — это что-то, что мало тебе даёт, но очень много берёт. В ковид именно дача стала одним из мест, куда люди убегали от «отравленного» города», — обращает внимание Алексеевский.

Люди стали восстанавливать дачи, стали особенно ценить квартиры с балконами, а в Подмосковье, скоро, видимо, будут застроены коттеджами все поля. Люди стали преобразовывать дома в офисы, обсустраивать рабочее место для созвонов, ставя позади себя полки с книгами, чтобы выглядеть интеллектуалами, и подбирая освещение для лица.

Мы можем дополнить мнение антрополога, обратив внимание на широкое внедрение цифровых инструментов в образовании. Во время эпидемии была масса протестов против дистанционного образования.

Однако после снятия карантинов и ослабления (но не прекращения) темпов внедрения цифровизации, большинство родителей расслабились и приняли новые правила игры. То, что было неприемлемо до эпидемии, стало приемлемо после нее.

Такое положение дел будет иметь долгосрочные последствия, причем не только прямые. Глобальный эксперимент по ломке общественного сознания, можно сказать, прошел успешно, продемонстрировав возможности такой трансформации под давлением «обстоятельств».

А следовательно, можно ожидать, что этот инструмент будет использован снова тем или иным образом для дальнейшей перестройки общества.