Про человеческий капитал и его владельцев: московские амбиции

25 декабря мэр Москвы Сергей Собянин выступил перед депутатами Мосгордумы со своим видением развития Москвы. По мнению мэра, российская столица является одним из «цивилизационных центров» на планете и должна постоянно бороться за лидерство.

Очевидно, что мы находимся в жесткой конкурентной среде между мировыми городами. И нам, собственно, никто и ничего не обязан. Мы живем в мире, где постоянно идет борьба. Борьба за умы и таланты, инвестиции и технологии. Битва за людей, за человеческий капитал. И в этой битве мы должны побеждать снова и снова.

В этом пафосном послании нам особенно важным представляются слова про «человеческий капитал», вовсе не случайно упоминаемый практически через запятую с другими активами — финансовыми и технологическими. Восприятие людей как актива не случайно и не уникально.

Мы помним, как эту мысль озвучивали наши технократы, рассуждая про людей как «новую нефть», новое рабовладение, «людиардеров», владеющих этим самым капиталом. Поэтому стоит ожидать, что Москва будет пытаться ускоренными темпами внедрять все технологии контроля человека, позволяющие этим самым капиталом вертеть как угодно.

Российские власти в целом и московские в частности не предлагают никаких гуманистических инноваций и в основном ориентируются на западную повестку. Это особенно ярко показала история борьбы с коронавирусной инфекцией, в которой московский мэр пытался перещеголять другие страны в организации контроля за поведением людей.

А значит, следует ожидать нового «закручивания гаек» для усиления зависимости людей и контроля за ними. Совершенно не случайно за пару дней до выступления мэра появилась заметка на канале «Московское образование» — официальном канале департамента образования столицы.

В нем перечисляются все разрушительные инициативы в отечественном образовании: цифровизация, раняя профилизация, персонализация. То есть все возможности для полноценной социальной инженерии, в которой людей станут с детства отбирать и затачивать под нужды этих самых людиардеров, а вся городская инфраструктура будет выстраиваться под контроль людей.

Этот контроль должен быть двухуровневым. Мягким — через многочисленные соблазны и «удобства», и жестким — через контроль поведения, социальные рейтинги и слежение за каждым шагом.

Судя по амбициозным планам властей, построение такого мира планируется ударными темпами, в ближайшие несколько лет.