Анкетирование старшеклассников на предмет их отношения к патриотизму и экстремизму провел комитет по образованию Санкт-Петербурга в апреле в школах Московского района, сообщает «Коммерсантъ».
Фотографии с вопросами анонимной анкеты для школьников появились в социальных сетях 19 апреля. РВС внимательно изучило материалы. Часть вопросов анкеты посвящена патриотизму. Учащихся «в лоб» спрашивают: «Считаете ли вы себя патриотом России?» и просят «оценить» справедливость утверждений, вроде «Я готов встать на защиту Родины и своего народа», «Я горжусь культурой и традициями России» и т. д.
Отдельный блок вопросов в анкете посвящен экстремизму. Старшеклассника просят указать, насколько актуальны для учащейся молодежи разные формы экстремизма (религиозного, политического и этнического) и часто ли ему приходится сталкиваться с экстремизмом. Далее ему предлагают выбрать причины распространения экстремизма в стране, например: «Несбалансированная миграционная политика», «Низкий престиж политической власти», «Проблема занятости на рынке труда» и т. д.
Наконец, школьника просят указать, каковы причины распространения экстремизма среди учащихся: низкий уровень культуры, желание выделиться или зависть к более обеспеченным сверстникам и так далее. Обращают на себя внимание «странные» формулировки — в опросе используются сложные понятия без пояснения.
Например, какой ответ ожидается от школьников, когда их спрашивают о сбалансированности миграционной политики страны? Но даже если все вопросы будут изложены понятным языком, какой социолог будет спрашивать школьника «в лоб» патриот ли он? Какого он ожидает ответа? Насколько искренне школьник ответит на такие «лобовые» вопросы, даже с учетом анонимности?
Журналисты «Коммерсанта» получили разъяснения по анкетированию от пресс-секретаря комитета по образованию Санкт-Петербурга Даниила Борисова. По его словам, анкетирование проводилось во всех школах Московского района Санкт-Петербурга. Борисов пояснил, что комитет по образованию утвердил план мероприятий, направленных на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.
В частности, школы должны выявить учеников, которые проявляют агрессию на межнациональной почве. Предполагается, что с этими учениками будет проводиться профилактическая работа.
И это тоже вызывает вопросы. Если анкета анонимная, то какая от нее польза в выявлении «проблемных» учеников? Или «анонимная» анкета на самом деле не совсем анонимная? И неужели авторы анкеты всерьёз считают, что школьники будут сами на себя «ябедничать», отвечая на прямые вопросы, в стиле «как часто вам приходится сталкиваться с проявлениями экстремизма?»
В целом это мероприятие создало у меня впечатление не профилактики экстремизма, а имитации — то есть мероприятия «для галочки». Чтобы действительно выяснить отношение школьников к России, к её культуре, о том, какое место видит молодой человек для себя в жизни страны, то это выясняется совсем по-другому.
Например, как это было сделано в апреле 2012 года в исследовании АКСИО детских рисунков на тему «моя семья», «мой герой», «я в будущем» и «моя страна» (см. статьи «Размышляя над детскими рисунками»). Подобные исследования способны дать неизмеримо больше достоверных сведений о том, чем живут наши дети и каким видят своё будущее в России.
Читать также: Питерские чиновники отказали в убежище русским беженцам из Сирии
Напомню, из 2,5 тыс. детских рисунков на тему «Мой герой», сделанных детьми в возрасте 5-13 лет, подавляющее большинство составили рисунки героев иностранных мультфильмов: Человека-паука, Бэтмена, Супермена, Губки Боба и т. д. Рисунки о героях войны или о Гагарине встречаются совсем мало. Исследование детских рисунков выявило множество реальных проблем, которые уходят корнями глубоко в социальную ткань нашего общества.
И если мы хотим реально, а не для галочки бороться с экстремизмом, то для начала надо честно сказать, куда уходят корни социального неблагополучия подростков. Затем принять меры системного характера для борьбы с этим неблагополучием (а не его симптомами).