В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» определены целевые показатели государственной политики в сфере здравоохранения по снижению в 2018 г. смертности от болезней системы кровообращения, дорожно-транспортных происшествий, новообразований, туберкулеза, младенческой смертности и увеличению ожидаемой продолжительности жизни. В Государственной программе «Развитие здравоохранения» целевые значения этих показателей были установлены для каждого года планового периода 2013–2020 гг.
Запомним эти целевые показатели: смертность от болезней системы кровообращения в 2018 г установлена 6,49 (фактическая в 2012 г – 7,37), смертность от новообразований – 1,93 (была 2,03), от туберкулеза – 0,118 (была 0,125), от ДТП – 0,106 (в 2012 была 0,144), младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми – 7,5 (была 10), смертность от всех причин ожидается– 11,4 на 1000 человек.
С 2013 по 2016 годы рождаемость превышала смертность, на 0,3% - 0,7%2016, при том, что в СССР в 1990 году прирост населения был 5,8%. В 2017 году родилось на 11% меньше, а умерло на 3,5% больше. Хуже всего дела обстоят в Тверской, Смоленской, Тамбовской и Тульской области (число умерших на 70 -84% превышает число родившихся).
Впервые зарегистрированная заболеваемость составляла в 1990 году 65 случаев 100 человек населения, сейчас – больше 80, при этом общая заболеваемость выросла больше, чем в полтора раза. Возможно, эти показатели были бы еще хуже, если бы не ухудшалась доступность медицинской помощи и болезни выявлялись бы раньше, когда их легче лечить. Вот и врачи больниц жалуются, что очень много запущенных хронических больных стали скорые привозить, мешают внедрять 4 «П», особенно «парсипативность».
Поскольку в 2013 году рост расходов на здравоохранение был приостановлен, то проблему с повышением зарплат решили, закрыв огромное количество лечебных учреждений, уволив врачей и медсестер, ликвидировав санитарок, заменив их работниками клининговых компаний и платными сиделками и продавливая (оптимизируя) «стационарзамещающие технологии».
Напомним, что эти технологии означают фактическое софинансирование медицинской помощи гражданами, потому что граждане покупают лекарства, необходимые диагностические и лечебные «услуги», а родственники пациентов отпрашиваются с работы за свой счет. Всем есть чем заняться.
Слабое государство стало снимать с себя обременения, создавая рыночное здравоохранение, в том числе частные страховые медицинские компании, куда утекали лечебные кадры. Еще лечебные кадры утекали в коммерческую медицину и в институт представителей фармацевтических компаний.
Возможно, необратимого обвала параметров здоровья населения удалось избежать введением государственного контроля за страховой медициной, а главное, по моему мнению, тем, что не тронули складывавшиеся десятилетиями трудовые коллективы лечебно-профилактических учреждений. Ввели странные стандарты и протоколы, в которых, например, предписывалось лечить гастрит на больничной койке 24 дня, а оперированного по поводу осложненной язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки больного – 12 дней.
Причем за выписку раньше «рекомендованных» сроков с больницы снимались деньги, которые страховая компания перечисляла за лечение больных. Очень настойчиво форматировалось сознание под идею о главном долге работников здравоохранения – зарабатывать деньги для своего лечебно-профилактического учреждения, чтобы оно могло оказывать медицинскую помощь гражданам России и оплачивать труд медработников, а так же делать косметический ремонт для привлечения пациентов в нарядное учреждение.
Идею довели до абсурда, до знаменитых приписок медицинских услуг, которыми занимались с размахом, и за которые потом пойманные понесли предусмотренную законом ответственность. Капля камень точит, программа зарабатывания денег была успешно записана в головы медперсонала. Ожидания «достойной» заработной платы, которой хватило бы на незамысловатые расходы – ипотеки, туристические загранпоездки, комфортные автомобили, обучение детей в высших учебных заведениях – поддерживались хоть и недостаточным, но все же ростом заработной платы и возможностью заработать дополнительные деньги путем внешнего и внутреннего совместительства, за счет здоровья и времени, необходимого на осмысление сделанного, а также времени, необходимого на воспитание детей, гуманитарное самообразование.
Тем временем, коммерческие медицинские организации усвоили, что стабильный доход может обеспечить либо широкое участие иностранного капитала, либо стабильное финансирование из бюджетов государства и фондов обязательного медицинского страхования. Для допуска частников к федеральному и региональным бюджетам и фондам ОМС была оптимизирована структура бюджетного здравоохранения, то есть попросту закрыты бюджетные лечебные учреждения, сокращены врачи, медицинские сестры, фельдшера, санитарки, и созданы государственно-частные партнерские структуры.
Еще раньше были закрыты сельские амбулатории, сельские больницы, сокращены койки в городских больницах, ЦРБ, областных больницах, то есть затруднен доступ сельских жителей к медицинской помощи, гарантированной Конституцией. Переоснащение медицинских организаций оборудованием было использовано для обучения персонала современным («высокотехнологичным») методикам лечения, под которые писались бизнес-планы по привлечению иностранного капитала путем медицинского туризма.
В условиях существующего дефицита специалистов и оборудования, уже затрудненного доступа населения к этим методикам, развитие медицинского туризма может привести к тому, что гражданам России высокотехнологичную помощь будут оказывать по остаточному принципу. Не будем пугать, что таких случаев будет очень много, но для того, чтобы еще больше усугубить гуманитарную катастрофу в головах медицинских чиновников, врачей и медсестер, и немногих таких случаев будет достаточно.
Как сейчас говорят, будет открыто окно возможностей, то есть российские граждане, получающие такую помощь по квотам, будут отодвигаться платежеспособными иностранцами, что ухудшит взаимоотношения пациентов и медперсонала.
Но, может быть я сгущаю краски, ведь по словам заммэра мегаполиса по вопросам социального развития Леонида Печатникова, в 2017 году на 38% снизился уровень смертности среди москвичей трудоспособного возраста, а средняя продолжительность жизни по итогам 2017 года составила 78 лет. А по словам замминистра здравоохранения, Татьяны Яковлевой, мы преодолеем (?) туберкулез раньше 2030 года, на основании снижения смертности от туберкулеза в 2017 году по сравнению с 2016 и снижению обращаемости и выявляемости туберкулеза (за 10 лет в полтора раза, а за последние 3 года на 20%).
А слова Печатникова, что он-то считает, что тем, у кого выявлены запущенные формы онкозаболеваний, нужно пересматривать условия страховки, чтобы эти несчастные умирающие люди доплачивали за лечение, которые цитировали в СМИ, а потом как бы дезавуировали – характеризуют гуманитарную катастрофу, произошедшую в головах не только отдельных чиновников, но и отдельных врачей. Человеку в голову это прийти не может, врачу – тем более.
О Программе госгарантий оказания бесплатной помощи на 2016-2019 годы, бюджетах и фондах ОМС, просто чтобы ориентироваться:
Подушевой норматив финансирования на прикрепившихся пациентов в 2018 году ожидается 10 812,7 рубля, фонд ОМС в текущем году составит почти 1,9 трлн рублей, в федеральном бюджете на здравоохранение предусмотрено 460 млрд рублей, на физкультуру и спорт – 59 млрд, а совокупные расходы – 4,1% ВВП.
В 2017 году предполагалось израсходовать около 2 трлн рублей, доля денег ОМС – 65,6%, федеральный бюджет 14,9%, бюджет субъектов -14,9%. Половина всех средств расходуется на стационарную помощь, 34,6% - на амбулаторную, 6% - дневные стационары, 4,5% - на скорую помощь, 1,3% - паллиативная помощь и 3,5% предполагалось потратить на санэпиднадзор, донорскую кровь и ее компоненты, научные исследования и санаторно-оздоровительную помощь.
Нормативы: один вызов скорой помощи в 2018 году оплачивается из средств ОМС – 2072 рубля, одно посещение поликлиники с профилактической и иной целью (неужели за справками?) – 841,6 рублей (403,9 рублей за счет ОМС и 437,7 рублей за счет бюджетов), одно посещение поликлиники с лечебной целью – 2397,9 рублей (примерно пополам за счет ФОМС и бюджетов), одно посещение по неотложным показаниям 560,3 рубля из ФОМС, на лечение 1 случая в дневном стационаре выделяется 25597 (тоже почти пополам), один случай лечения в больнице – 98000 рублей (бюджеты должны выделить 69276,80 а ФОМС -почти 28767,40), один койко-день медицинской реабилитации – 1938,40 рублей за счет ФОМС, один койко-день паллиативной помощи – 1856,50 за счет бюджетов.
Даже не знаю, как это сравнивать с СССР: национальный доход с 1960 по 1970 год удвоился, почти до 290 млрд рублей, из них 11 млрд расходовались на здравоохранение и физическую культуру. 3,7% национального дохода. Только на санаторно-курортную помощь государство выделяло более 550 млн рублей. До ¾ расходов шло на содержание ЛПУ, при этом 80% шло из местных бюджетов.
Считалось, что каждые 100 рублей, инвестированные в здравоохранение, дают 220 рублей вновь создаваемого национального дохода за счет укрепления здоровья и увеличения продолжительности активной жизни. С 1975 года модная экономическая тема плотно заняла государственные умы, не оставив никаких шансов человечности.
В социалистическое соревнование по отчетности о повышении экономической эффективности включились все, увеличивали время работы койки, рапортовали, что дополнительно госпитализировано и пролечено более полумиллиона больных (на тех же койках), трясли и выжимали финансовые нормы, хвастались экономической эффективностью в научных работах, на партийных конференциях, в отраслевых отчетах.
Золотой Телец ухмылялся. Он поймал на крючок партийных функционеров и чиновников первого в мире праведного государства и отыгрался на всех советских гражданах. Повышение благосостояния, та самая прорва, стала основной темой, как теперь комфорт и безопасность, с целью потребления добытого благополучия.
Кто-то должен разорвать этот порочный круг денег и сервиса. Пусть будет многоукладное здравоохранение, государственная медицинская служба для желающих служить людям и государству и коммерческие медицинские услуги, с иностранцами или без, но отдельно от государственной.
Елена Баркова, РВС