Индивидуальный подход за или против системного образования?

Разрушение образования является, вероятно, главнейшим фактором деградации нашего общества и всех его социальных институтов. С другой стороны, восстановление массового образования во всей его системности, фундаментальности и разносторонности, характерных для советского образования – вот основа восстановления разрушенных социальных связей нашего общества для его возрождения.

Для РВС проблема восстановление образования является как нельзя более актуальной. Этому был, в частности, посвящен II Съезд РВС, прошедший в 2015 году. Одним из проектов, ориентированных на восстановление образования стал проект «Советские учебники РВС».

Несмотря не очевидные преимущества переработанных учебников перед существующими, у людей возникают и вопросы. Так, под одним материалов РВС о создании и продвижения учебников был задан вопрос, что главное, дескать, не учебники и «вбивание знаний» в ученика, а главное – «индивидуальный подход». Тут же был прикреплен текст о так называемой «школе будущего». Вообще-то, все вопросы так называемой «гуманистической педагогике» уже неоднократно разбирались. Вполне четко было выяснено, это начинание, манифест которого был опубликован в 2015 году в «Новой газете» к настоящему гуманизму в педагогике не имеет отношения, а призван лишь уничтожить остатки системности в российской системе образования под видом борьбы с педагогическим насилием.

И все же придется повториться.  

Когда мы говорим о новых учебниках РВС и об их отличии от школьных учебников, навязываемых современной школьной программой, то речь уж конечно не идет ни о каком вбивании информации в ученика из учебника. Речь идет о том, что учебная программа должна быть доступной, логичной, последовательной, выверенной, соответствующей возрасту ученика. Такая программа дает возможность развивать навыки самостоятельной работы и самостоятельного мышления, дает целостное понимание предмета и позволяет детям пользоваться полученными знаниями на практике.

И тут надо отметить, что в советской школе индивидуального подхода было в разы больше чем в современной. Конечно, имеется ввиду советская школа в ее лучших проявлениях, а не в худших, когда общество уже разрушалось перестроечным нигилизмом и меркантильными устремлениями учителей и родителей.

Советская школа могла обеспечить образование для всех. Каким бы ребенок не был: сильным, слабым, активным, пассивным и так далее, его умели научить. Сейчас бесконечные рассуждения об индивидуальном подходе, дают лишь очень низкий уровень знаний, буквально примитив. А какие-либо умения зачастую вообще отсутствуют или развиты очень слабо.

Под сурдинку разговоров об индивидуальном подходе обучение превращается из серьезного занятия в «развлечебу» с нулевым результатом. Кто-нибудь, наверное, может посчитать образованием развиваемый в каждом отдельном чаде непомерный индивидуализм в сочетании с откровенной глупостью. Но какой родитель может порадоваться таким успехам и кому будут нужны таки работники?

Дети в школе получают фрагментарную, несвязную информацию с нулевым нравственным и воспитательным содержанием. Родители не зря называют это «обучение» дебилизацией. Она  нарастает при все более и более громких воплях о личностно-ориентированном индивидуальном подходе.

Читайте также: Сравнительный анализ целей образования в нашей стране в 1950-е годы XX века и в нынешнее время

Теперь про «школу будущего»... Сообщаем - это не наш выбор.

Во-первых, мы не намерены отказываться от классно-урочной формы обучения. Советская школа опробовала самые разные формы организации занятий и наиболее эффективной оказалась именно классно-урочная. Это было доказано на практике многократно. Кстати сказать, самые дорогие зарубежные элитные школы продолжают организовывать учебный процесс также, а свободные пространства и проектные формы обучения - это для массового потребителя, которого можно соблазнить условно «новым» подходом, еще сто лет назад показавшим свою несостоятельность.

Можно все что угодно упаковать в красивую маркетинговую обложку, а что на выходе у этих проектов? Все тоже самое - уровень образования катится в тартарары, но зато весело. Ни тебе программы, ни целей, ни оценок. Свободное развитие свободной личности, которая сама устанавливает цели и задачи своего образования, а так же способы их достижения. Ученик делает только то, что хочет, когда хочет и как хочет.

Однако, еще никто не отменил того факта, что ребенок это формирующаяся личность, а значит на этапе формирования эта личность нуждается в поддержке от личностей сформированных, иногда в коррекции, и безусловно - в определении ориентиров. Иначе получится как в старом кино: «что выросло - то выросло».

Во-вторых, «школа будущего» не делит детей по возрасту. А мы делим, хотя бы потому что обучение должно быть построено с учетом психовозрастных особенностей учащихся. Подача материала детям 7 лет уже не подходит детям 10 лет, и тем более 14. У детей разного возраста разные способы восприятия информации, разные доминирующие виды деятельности. В младшем возрасте огромную роль имеет игра, авторитет взрослого, предметность материла, его соотношение с реальным миром ребенка. С взрослением ориентиры и приоритеты меняются.

В-четвертых, продемонстрируйте, пожалуйста, практический результат своего «нового» направления. А мы посмотрим на него и, может быть, поучимся у вас с превеликим удовольствием. Пока же мы учимся на опыте нашей советской педагогической школы, которые уже смогла больше чем любая другая образовательная система в мире.

Читайте также: Эксперт РВС: советские учебники построены по единой межпредметной методике

К сожалению, та система образования была беспощадным образом реформирована, а точнее, попросту разрушена. Получилось, что учащийся и развивающийся Человек, для которого «Человек это звучит гордо», оказался ненужным в побежденной стране, позорно проигравшей Холодную войну. В побежденной стране появился заказ на другого человека - потребителя. Естественно, людям не говорили, что их будут упрощать, отуплять и ввергать в деградацию. Но сейчас-то уже все очевидно! Этот недалекий, бескультурный человек-потребитель уже производится массово и люди еще не совсем потерявшие голову бьют тревогу за своих детей, собирают по крупицам отброшенное и оплеванное советское наследие.

Так вот, теперь наша задача заключается не в том, что бы вернуться в прошлое. Наша задача состоит в том чтобы собрать все самое лучшее, что было в нашей отечественной школе и развивать этот опыт. Мы не собираемся игнорировать реальность, но и подстраиваться под нее не желаем. Мы хотим ее изменить, потому что нам жизненно необходимо преодолеть этот кризис человека, выйти из состояния регресса буквального ничтожества и двинуть человека снова на путь восхождения к большой мечте, к звездам в прямом и переносном смысле. От этого зависит будет ли жива наша Родина и есть ли будущее у наших детей.

Елена Пивцаева, РВС