Одним из аргументов в пользу правительственного варианта пенсионной реформы стало утверждение, что количество пенсионеров в нашей стране растет, а число работающих сокращается. Поэтому-де у Пенсионного фонда (ПФР) не хватит денег на выплаты. Доказывая данное утверждение, реформаторы ссылались на европейский опыт: мол, там уже с этой проблемой столкнулись и повысили пенсионный возраст.
Они лишь «забыли» упомянуть о том, что демографическая ситуация в России и Европе коренным образом отличается. Неуклонно стареющее население вынуждает власти европейских стран повышать возраст выхода на заслуженный отдых. И несмотря на проявляемое гражданами недовольство, реформы проходят менее болезненно. Чему, безусловно, способствуют более высокая продолжительность жизни, и несравнимый с российским уровень медицинского обслуживания.
В России сложилась прямо противоположная ситуация. В данный момент мы уже прошли или вот-вот пройдем относительно небольшой пик (55–60 лет), когда количество пенсионеров приближается к числу работающих. О том, что он миновал, свидетельствуют данные Росстата о динамике количества пенсионеров в РФ.
Учитывая, что пенсионная реформа повышает возраст выхода на пенсию постепенно, получится, что возраст повысят как раз тогда, когда пик будет пройден. В следующий раз мы столкнемся с этой проблемой примерно через 15–20 лет, когда те, кому сейчас 40–45 лет, начнут выходить на пенсию.
Тогда зачем было поднимать пенсионный возраст в 2018 году? Конечно, можно сказать, что правительство настолько прозорливо, что предвидит грядущие проблемы и планирует их решение аж за 20 лет до их наступления. Но, честно говоря, кажется, что нас просто обманывают, отнимая честно заработанное право на пенсию под надуманным предлогом.
Продемонстрировав беспочвенность апелляций творцов реформы к европейскому опыту, Карев обратил внимание участников конференции на еще одну немаловажную составляющую проблемы, а именно на демографическую ситуацию в нашей стране.
Так уж исторически сложилось, что заботу о детях родители зачастую перепоручают бабушкам и дедушкам. Это позволяет заводить детей раньше и рожать больше, поскольку вопрос присмотра и воспитания решается представителями старшего поколения. Женщины, выходя на пенсию в 55 лет, еще полны сил и энергии, чтобы понянчиться с внуками.
Читайте также: Последствия пенсионной реформы будут сокрушительными для российских властей
С повышением пенсионного возраста бабушки, вместо того чтобы сидеть с внуками и помогать молодым родителям, будут вынуждены работать. Это, в свою очередь, приведет к тому, что либо мама будет сидеть дома с ребенком дольше, а значит число работающих и формирующих отчисления в ПФР сократится, либо рождение ребенка будет отложено до лучших времен. В худшем случае, рожать будут меньше — не двух-трех, а одного.
В заключение добавим, что пенсионная реформа задержит большое количество людей предпенсионного возраста на рынке труда, из-за чего обострится конкуренция за рабочие места. Давление, которое будут оказывать вступающие в трудовую деятельность поколения и задержавшиеся на рынке труда предпенсионеры, обязательно приведет к снижению зарплат и понижению общего уровня жизни населения. Что чревато социальным взрывом.
Вместо того, чтобы решать вызванные разрушением СССР демографические проблемы и стимулировать рост рождаемости, создавать рабочие места, стремиться к тому, чтобы на рынок труда вышло как можно больше работников, которые будут пополнять бюджет ПФР и вносить свой вклад в развитие экономики, правительство свои руками уничтожает главный ресурс для развития страны.
Так в чьих же интересах проводится такая реформа?