Куда нас привели «реформы». Разговор с учителем начальных классов

Мой собеседник Анна, учитель начальных классов. Больше двадцати пяти лет она учит детей. Беседуем мы, конечно, о современном состоянии начальной школы.

Задаю первый вопрос о том, что бы она хотела изменить в нынешней школе? Первым делом у Анны вырвалось: «Убрать к чертовой матери ФГОС»! В ходе разговора выясняется, что она, разумеется, не против единого понимания обучения как такового и начального в частности. Но она категорически не приемлет подходы к обучению, навязываемые этим рыхлым документом, в котором описываются требования к некоей искусственной личности, странным образом сочетающей черты ребенка и взрослого. Уже с первого класса ФГОС от ученика требует выполнить то, что ему, в силу возраста, просто не под силу. Вот лишь некоторые примеры.

Под предлогом необходимости «формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата», ученика нужно «подвести к теме», т. е. он должен уже в начальной школе формировать цели урока и предложить пути их достижения. На деле, после нескольких бесплодных попыток получить от 7-10 летних детей что-либо подобное, учитель сам объявляет, чему будет посвящен урок, что ученики будут делать и дальше такой глупостью не занимается. А если когда и приходится ему это делать, так это на открытых уроках, где разыгрывается целый спектакль под наблюдением разного рода начальства. И если дети что и выносят с таких уроков, так это уроки лицемерия.

Далее, во ФГОС есть требования по «умению работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета», а также «использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета». Даже не верится, что это требования к первокласснику, но согласно им ученик должен выполнять бесчисленные проекты практически по всем предметам. На практике, конечно, проекты делаются родителями, которые тоже не вполне понимают, зачем в школе нужна подобная пытка. Ребенку остается озвучить готовый доклад на уроке и, в итоге, он получает еще одно подтверждение тому, что учеба в школе заключается в том, что домашнее задание выполняется родителями.

Во исполнение требований по умению в «определении общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих» в начальных класса введена т. н. «групповая  работа», когда ученики должны отработать какую-либо задачу в группе да еще и с распределением ролей между участниками. В итоге делает кто-то один, а остальные ждут конца непонятного занятия.

И это еще не все, что требует ФГОС, но и этого достаточно, что бы понять, что детей заставляют вести себя как взрослых, хотя их личность еще не сформирована. На такую бесполезную учебную нагрузку тратятся силы и время учителя и учеников. Но это еще полбеды. Главное, что подобные задания вызывают ощущение бессмысленности учебной деятельности, подрывают веру в свои силы и гасят интерес к учебе.

Читать также: Попытка упорядочить? Изменения в образовательных стандартах России нужно научно обосновывать

А кроме того, от учителя требуется обеспечить комфорт обучения! Что это такое – не понятно. Комфортный отдых, например – понятно, а комфортная учеба – нет. Учеба ведь всегда труд. А труд может быть напряженным, полезным, интересным, даже увлекательным! Но когда начинается комфорт, то труд, а следом и учеба, заканчиваются и начинается нечто совсем другое.

Беседуем дальше. Я говорю, что сейчас много разговоров о большом количестве рабочей нагрузки учителя, непосредственно не связанной с учебой, но отнимающей у него слишком много времени. Да, отвечает Анна, такая нагрузка есть и времени отнимает очень много. Подготовка, например, уже упомянутых показательных уроков, происходит за счет учебного времени и начинается, как правило, за неделю до собственно «спектакля». А еще учителю нужно вести мониторинг учащихся, для которых составляются десятки вопросов родителям и ученикам, отчеты по внеклассной работе, отчеты классного руководителя.

Читать также: Опрос учителей: сложности вызывают отчетность и организационная работа

Если в классе есть неуспевающие, то необходимо предоставлять результаты анализа причин его неуспеваемости, график отдельных дополнительных занятий и т. д. Учитель, поневоле, задумается, поставить ли заслуженную двойку отстающему ученику!

Отдельна больная тема – т. н. инклюзия. Кто не знает, это когда под лозунгом равного отношения ко всем детям разрушили специализированные коррекционные школы, а учеников распределили в школы обычные. И теперь дети, для обучения которых требуются специальные программы и методики обучения, специально подготовленные учителя, сидят в классах с нормальными детьми. Выполнение этих специальных программ и методик теперь возложено на обычного учителя. Учитель теперь вынужден выбирать, для кого вести урок, ведь полноценно совместить две программы в одном уроке невозможно. В итоге страдают и дети, которым коррекционная школа могла помочь преодолеть недуг, и дети обычные, которые недополучили учительского внимания.

А вообще, с сожалением отмечает, Анна, дети уже с самого начала приходят слабо мотивированные на учебу. С каждым годом их сложнее заинтересовать учебой, сложнее добиться внимания на уроке. С каждым годом все более сложной становится работа с родителями. Превращение образования в «услугу» привело к тому, что и смотрят многие на учителя как на прислугу или на работника сферы быта. А если учитель – прислуга, то как он может быть авторитетом для родителей и их детей, учеников. Прислуга не может мотивировать, она может лишь уговаривать. Да что там мотивировать, поддерживать дисциплину в классе и школе ныне становится делом практически героическим!

Коснулись мы в разговоре и содержания современных учебников. Анна внимательно посмотрела советские учебники, переизданные РВС, которые я принес с собой. При схожем содержании, советские учебники выгодно отличаются стройностью и последовательностью изложения материала, отсутствием множества ненужных и отвлекающих наукообразных методических приемов, запутывающих ученика. Не только педагогам, но и просто вдумчивым родителям понятно, что школьный учебник, кроме образовательной, несет еще и воспитательную функцию, на которую нацелены рисунки и содержания задач. И когда сравниваешь советский и современный учебник, то видно, что составители первого были нацелены на «разумное, доброе, вечное», а составители второго – в лучшем случае на уже упомянутый «комфорт при обучении». Впрочем, мы с Анной договорились, что учебники – это тема отдельной беседы.

Разговор был долгий. Мы касались социальной стороны работы учителя, последовательного повышения пенсионного возраста, низкой оплаты труда, вынуждающей брать дополнительную нагрузку и многих других. И полученная в целом картина позволяет понять, почему современной школой недовольны практически все. В первую очередь ученики, которые в большинстве своем уже к середине первого класса теряют желание учиться, учиться не хотят и, потому, не умеют. Недовольны родители, вынужденные делать задания за своих детей, а то и нанимать репетиторов. Не довольны учителя. Довольно, видимо, только начальство от образования, которое уже перестало быть народным по названию и, видимо, скоро перестанет быть таким и по сути.

Поневоле, возникает вопрос, как же быть родителям? Что же может противопоставить общество кучке чиновников, уже не один десяток лет занимающихся «реформой» с сомнительными целями и очевидно разрушительными результатами? Ждать, что они образумятся? Даже если это и случится, то, видимо, очень нескоро. Во всяком случае последние веяния, например, электронная школа, говорят скорее о том, что вместе с бумагой из школы хотят убрать и настоящую учебу.

В этих условиях у тех родителей, которые понимают всю важность настоящего, а не формального образования, понимающих необходимость формирования желания и умения учиться, словом у родителей, по-настоящему любящих своих детей, нет другого пути, как на деле бороться за их будущее.

Таких людей все больше — в городах России все шире распространяются различные формы внешкольного обучения, в том числе классы семейного обучения. Именно такие классы, в которых преподавание ведется по советским учебникам и методикам, позволят хотя бы на очень важном уровне начальной школы дать детям возможность не только получить так необходимые им знания, умения и навыки, но и дать им возможность почувствовать вкус настоящей учебы.

Да, на этом пути на родителей ляжет существенная нагрузка. Необходимо будет организоваться, найти учителя, помещение, взять на себя организацию как классной, так и внеклассной работы. Но все эти трудности преодолимы, если есть настоящее желание вырастить образованного человека. Ведь если не мы позаботимся о будущем наших детей, то кто?

Сергей Литовкин