Власти перестали беречь и памятники,
и создателей культуры, и тех, кто ее воспринимает.
Ничем хорошим это не кончится
Ещё когда я был далек от театра, в одном отделе скучной госструктуры со мной работала девушка, у которой друг семьи был главным режиссером одного московского камерного театра. Я ничего не знал о театральной жизни в принципе, о театральной внутренней кухне, но я стойко почувствовал особую атмосферу, в которой живут эти люди. Их человеческие отношения, отношение к профессии, образ жизни, продиктованный этим.
Коллега много рассказывала не только о спектаклях театра, но и о том, как, например, коллектив вместе что-то празднует, как выглядят «капустники-корпоративы» и прочее. Эти люди воспринимались как прихожане некой необычной церкви.
Недавно театр, о котором я столько слышал от знакомого человека, попал под «слияние» и был закрыт. Об этом я узнал, когда волею судеб стал гораздо ближе к театральной жизни. Уже шла СВО. К своей знакомой я обратился, поскольку мне были нужны контакты из театрального мира. Театры всегда казались чем-то из категории вечного. Люди умирают, но не театры. Театр на Таганке, театр Фоменко, театр на Юго-западе и все прочие, по крайней мере, государственные театры, казалось мне, были, и есть, и будут всегда. «Слияние» было как приход инопланетян. И вот инопланетяне пришли.
Когда я был подростком, в нашей среде часто говорили: «по ногам, как по бульвару» – когда кто-то бежал, не видя, что наступает всем на ноги. Что-то такое с некоторых пор делают и чиновники не только с театрами — с культурой в целом.
В интервью нашей газете архитектор Надежда Матвеева объяснила, что люди ее профессии хранят и передают потомкам облик города, он же культурный код. Очевидно, за этот код нужно бороться, если страна воюет и тем более — стоит перед необходимостью преобразований, без которых ей не выстоять.
Планы сносить памятники архитектуры, а на их месте возводить издевательские образчики, равно как и решение отдавать под застройку зоны вокруг Бородино и Черной речки, никак не «бьются» с желанием продолжить свое историческое существование. Нельзя воевать и отказываться от себя.
Не получится так воевать с SHAMAN'ом и «Словом пацана».
Кстати, о массовости. Про одну известную на Западе эпатажную группу говорили, что каждый пришедший на ее первый концерт сам создал по группе. По аналогии, в камерных условиях: учебных аудиториях, библиотеках (пока все не закрыли, значит, кто-то ходит), кинозалах, где показывают классику кино, небольших и средних театрах — что-то впитывают люди, создающие разного рода «контент» для самых широких масс. Да и для «узких».
Так что же происходит в последние годы с «творческой камерностью»?
Коронавирусные меры и вакцинация прошлись катком по ткани человеческих взаимоотношений, а далее — по театральной жизни, которая есть часть этих взаимоотношений. У Пушкина есть одна-единственная заметка о русском театре — и как выпукло он в ней это показывает! Так же, как и Белинский в своей хрестоматйной статье о Мочалове в роли Гамлета.
Рассаживать через одного значит разрушать суггестию (поле общего переживания). Поэтому где, как не в театре, можно было увидеть попытку страшного переформатирования людей! Под непонятным предлогом нам в каком-то смысле ограничили возможность вместе переживать!
Именно ковидный бред напомнило нынешнее указание властей пускать в театр только по документам, удостоверяющим личность. Тогда хоть был большой страх перед опасным вирусом. Теперь боятся только администрации крупнейших театров – отдать деньги перекупщикам. Из-за этого нужно поставить на уши театры, обвалить продажи билетов, создав миллиардные убытки той же власти, вставить палки в колеса школьным учителям, которым было и так непросто организовывать культпоходы.
В своей борьбе с перекупщиками чиновники не видят, что делают медвежью услугу театру как таковому, ведь слово «театр» скоро будет вызывать реакцию «надо по паспорту — ну его», не говоря о защите персональных данных, с которой не всегда справляются даже структуры с миллиардными тратами на соответствующие цели!
Власти перестали беречь и создателей культуры, и тех, кто ее воспринимает. Ничем хорошим это не кончится.
Юрий Высоков