Нет доверия «Капитану Доверие»

14 июля в Саратове, как и было обещано в афишах и анонсах, к причалу № 3 пришвартовался теплоход «Капитан Доверие», а в 18:00 началось мероприятие, направленное, как указано в тех же афишах и анонсах, на «популяризацию детского телефона доверия с единым общероссийским номером».

О том, что такое телефон доверия, об истории и истоках его создания в России читайте  здесь.

А вот как организатор акции – Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проводит популяризацию этого проекта.

Перед представлением звучали песни о телефоне доверия. Песни о том, что, если ты получил двойку, то нужно звонить по телефону доверия, а не выучить урок, что было бы логично; если тебя не замечает девочка, которая тебе нравится, то нужно звонить по телефону доверия, а не добиваться ее внимания, например, добившись успехов в чем либо … ну и так далее.

 

 

Началось мероприятие с неизбежной официальной части. Выступили заместитель главы администрации города Саратова по социальной сфере Н.Н. Обрежа и советник уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области Е.В. Васина. Наталья Николаевна и Елена Владимировна в своих выступлениях горячо поддержали проект единого телефона доверия, по их словам, это исключительно положительное начинание, которое требует всесторонней поддержки.

Много раз было отмечено, что телефон доверия — это абсолютно бесплатная и анонимная служба, где квалифицированные специалисты круглосуточно готовы помочь и детям, и взрослым.

Вот только, даже если забыть про пословицу о бесплатном сыре и не принимать во внимание исключающий анонимность принцип межведомственного взаимодействия между службой телефона доверия и органами опеки, остается вопрос: кто проверяет квалификацию специалистов телефона доверия и можно ли им доверять?

Следует отметить, что уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области Т.Н. Загородняя действительно активно поддерживает детский телефон доверия. Информация о работе единого общероссийского номера детского телефона доверия размещается на официальных страницах уполномоченного в сети Интернет. Как указано на странице Саратовского УПР в «Одноклассниках», при посещении детских учреждений и встречах с детьми Татьяна Николаевна интересуется у ребят, известен ли им номер детского телефона доверия, и сообщает детям о возможности обращения. Вот цитата со страницы сайта: «Любые отношения в первую очередь строятся на доверии. Доверие возможно тогда, когда человек уверен в порядочности и доброжелательности другого человека».

И снова вопрос: как можно быть уверенным в порядочности и доброжелательности незнакомого телефонного собеседника?

Но вернемся к мероприятию. После официальной части был разыгран некий спектакль, разбавляемый играми и конкурсами. Игры и конкурсы откровенно направлены на заучивание длинного номера единого телефона доверия. Все это было ориентировано на младших школьников, которых легко увлечь борьбой за приз — сувенир с неизбывным номером.

А вот у детей постарше навязчивость и даже агрессивность такого информирования доверия не вызывает, скорее отталкивает и настораживает, о чем они и рассказали активистке РВС, вышедшей на одиночный пикет против распространения Детского телефона доверия.

Нужно отметить, что пикет не только привлек внимание детей и родителей, но и побудил к активным действиям устроителей мероприятия. Сначала активистку РВС попытались убедить в однобокости и неправильности ее оценки, при этом никто из вступивших в диалог полностью представиться не пожелал.

После — плакат пикетчицы попытались загородить от участников мероприятия плотным строем устроителей. Это стремление уйти от открытого диалога, тоже особого доверия к устроителям и самому проекту не вызывает.

Кроме конкурсов, игр и песен представление перемежали видеоролики — постановки различных «трудных жизненных ситуаций». Во многих из них родители предстают не в лучшем свете: туповатые, уставшие, безразличные, они отмахиваются от детей, наказывают, скандалят. Этот образ под сладкие песни о том, что больше нет одиночества, внедряют в сознание детей.

Завершила мероприятие граффити-акция, направленная опять же на «впечатывание» в память 11 цифр телефонного номера. Ужас в том, что, несмотря на раздражение от навязчивой популяризации телефона доверия, акция оказалась очень эффективной. Пикетчица, как вынужденный зритель, под конец представления выучила номер наизусть. Очевидно, что школьники, которых пичкают подобными спектаклями, просвещают плакатами во всех детских учреждениях, заставляют учить в школе, знают этот номер.

Вопрос лишь в том, заслуживает ли доверия общеизвестный Детский телефон доверия?

 

Ерёмина Елена, РВС.