ОНФ не стал отстаивать Областной дом ребенка №1 в Челябинске

Областной дом ребенка №1 г. Челябинска — специализированное профильное медицинское учреждение для детей сирот. В нем пребывают дети-отказники с тяжелыми патологиями. Педагоги обеспечивают восприятие детьми первичных социальных навыков. В последующем в возрасте 4-х лет их переводят в детские дома министерств — образования и социальных отношений.

Обсуждению вопроса о судьбе Областного дома ребенка №1 на состоявшемся 19 мая заседании рабочей группы ОНФ  «Социальная справедливость» предшествовал протест коллектива, который посчитал решение о реорганизации Дома ребенка ошибочным и недопустимым.

Заявление минздрава Челябинской области о том, что в области нет необходимости сохранять специализированное учреждение, представители коллектива считают не соответствующим действительности. По их мнению данные говорят об обратном. На социальных постах в больницах города находятся дети, нуждающиеся именно в профильном медицинском уходе. Так, например, в челябинской ГКБ №7 в настоящий момент находятся 15 таких детей. В ГКБ №1 предусмотрены около 10 коек. При этом больницы не могут обеспечить полноценный уход за такими детьми, так как им нужна особая педагогическая и социализирующая помощь.

Однако ОНФ и минздрав нашли понимание по вопросу ликвидации Дома ребенка в Челябинске.

«Фронтовики» фактически согласились с доводами представителей минздрава о необходимости реорганизации детского медицинского учреждения в форме присоединения Областного дома ребенка №1 к «Центру восстановительной медицины и реабилитации “Вдохновение”», тем самым обнулив смысл обращения работников Дома ребенка в общероссийское общественное движение «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ».

Ведущими заседания рабочей группы «Социальная справедливость», собравшейся обсудить вопрос закрытия Областного дома ребенка №1, были руководители регионального отделения ОНФ — Денис Рыжий, Вячеслав Афанасьев, Олег Лукин и Наталья Кустова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В начале заседания Денис Рыжий, руководитель регионального исполкома ОНФ в Челябинской области, обозначил «Общероссийский Народный Фронт» как общественную организацию, самую близкую к президенту РФ В. Путину и поэтому самую дееспособную в решении проблем общества. Роль, которую играет ОНФ в российском обществе — это роль арбитра, наблюдающего за происходящим и реагирующего на волнующие общество проблемы. Поэтому заседание по вопросу закрытия Дома ребенка — это на самом деле предоставление площадки, на которой будет дана возможность выступить всем сторонам спорного вопроса, — пояснил Денис Рыжий.

По сути проблемы было сказано, что Правительство Челябинской области приняло решение о реорганизации Областного дома ребенка №1. Однако общественники ОНФ, разобравшись в ситуации, поняли, что по сути речь идет о закрытии детского медицинского учреждения.

Коллектив учреждения решился выступить против планов по закрытию. Сотрудники активно протестуют против ликвидации Дома ребенка, мотивируя это тем, что дети останутся без должной медицинской помощи.

Они совместно с общественниками ОНФ обратились в министерство здравоохранения Челябинской области с запросом, на что был получен ответ: «После проведения реорганизации ГБУЗ ”Областной дом ребенка №1” оказание социальных услуг детям будет продолжено в семи действующих домах ребенка».

Такой ответ означает фактическую ликвидацию детского медицинского учреждения. С чем представители ОНФ категорически не согласны. Решение минздрава о закрытии Дома ребенка — это формальный подход, ориентированный на цифры занятых и свободных мест.

На текущий момент в Челябинской области действуют 8 детских домов. Из 663 койко-мест заняты 427.

После такого введения, было предоставлено слово представителю минздрава области в целях пояснения позиции ведомства.

Заместителю Министера здравоохранения Челябинской области Щетинин Виталий Борисович озвучил некоторые цифры из федеральной статистической отчетности.

В Челябинской области действуют 8 домов ребенка, в которых работают 834 сотрудника. При этом динамика такова, что выбывает детей из Домов ребенка больше, чем поступает. Эта тенденция с 2012 года ведет к снижению количества детей в учреждениях области. Существующие мощности не соответствуют текущей потребности. Отсюда вывод, если происходит сокращение количества детей, то вслед за этой тенденцией должна осуществляться финансовая и экономическая реорганизация, что и выполняет региональное Министерство здравоохранения, — пояснил Виталий Щетинин.

 

 

Вместе с тем замминистра не согласен с терминами «закрытие» или «ликвидация». Это процесс реорганизации, так как на базе высвободившегося здания будет организовано медицинское учреждение по реабилитации детей соответствующего возраста.

Представители коллектива Дома ребенка обратили внимание чиновника, что и у них находятся дети, которые нуждаются в медицинской помощи не менее, а более других. При этом следует принять во внимание, что все они — сироты, оставшиеся без попечения родителей. Дополнительным был следующий довод представителей трудового коллектива областного дома ребенка №1 — не была проведена техническая экспертиза, позволяющая говорить о возможности размещения в здании Дома ребенка медицинского учреждения другого профиля.

Именно в связи с этим инициативной группой коллектива был подан иск в суд к Прокуратуре и Министерству здравоохранения, в котором сообщается о нарушении существующих правил.

Отсутствие экспертизы и возможное последующее несоответствие вновь созданного учреждения нормам Виталий Щетинин признал трудностями, которые не должны препятствовать организации обеспечения медицинского обслуживания другого профиля.

В завершение заседания рабочей группы высказались представители ОНФ. Одним из самых активных сторонников реорганизации оказался член штаба ОНФ, руководитель рабочей группы «Социальная справедливость» Лукин Олег Павлович. Несмотря на обозначенный принцип проведения заседания — как независимой, беспристрастной площадки — Олег Лукин настаивал, что доводы стороны минздрава более обоснованы. И фактически призвал представителей коллектива Дома ребенка согласиться с предложенной оптимизационной схемой.

Олег Лукин: «На мой взгляд, многие вопросы, которые мы здесь обсуждаем, можно было “снять” раньше при нормальном контакте между коллективом и министерством. А в данном случае я выхожу на защиту министерства как вот независимый, так сказать, судья. В чем это заключается. Программа реабилитации — это программа, запущенная по всей стране. Раньше это направление никак не финансировалось. И вот сколько оно уже существует, около года, — там уже закладываются тарифы, формируются бюджеты, в том числе ФОМС, и так далее. И как раз то, что ваше здание не соответствует некоторым современным требованиям, — у главного врача нового реорганизованного учреждения будет возможность реально получать деньги на модернизацию, реконструкцию и т. д. Так это нужно приветствовать!»

Денис Рыжий, подводя итоги заседание, высказался так: «мы, к сожалению или к счастью, на данный момент должны констатировать, что реорганизация все-таки, видимо, произойдет». А также назвал желательное место размещения детей после реорганизации — город Челябинск, так как в этом случае у детей больше шансов быть взятыми в приемные семьи.

Напомним, что подобной «оптимизации» в Челябинске в 2011 году был подвергнут Областной дом ребенка №3. Тогда распоряжением правительства Челябинской области его «реорганизовали» в лечебное учреждение «Центр восстановительной медицины и реабилитации “Вдохновение”».

Некоторые эксперты считают, что тенденция по закрытию (оптимизации, модернизации, реорганизации) таких учреждений — это следствие семейной политики, направленной на передачу детей-сирот в приемные семьи, что и приводит к закрытию детских домов. Вместе с тем о возникающих в этом случае вопросах психологической комфортности пребывания детей в приемных семьях, а также их возврата из приемных семей в детские учреждения, устроители и проводники новой семейной политики, как правило, пытаются умолчать.

Представители коллектива Детского дома ребенка №1 разочарованы результатом прошедшего заседания рабочей группы челябинского ОНФ «Социальная справедливость» и продолжают считать несправедливым решение о ликвидации профильного детского учреждения. По их мнению, пострадают прежде всего дети, которые, будучи переведены в другие медицинские учреждения или розданы в приемные семьи, останутся без специализированной помощи, организованной в настоящее время в их учреждении, предназначенном  для детей с органическими поражениями ЦНС и нарушениями психики. В приемных семьях и других учреждениях здравоохранения предоставить такую квалифицированную помощь попросту не смогут.

Сотрудники Дома ребенка, борющиеся против закрытия своего учреждения, будут добиваться справедливости в суде.

Александр Забачев