Как выяснилось после несанкционированных публичных мероприятий имени Навального 26 марта 2017 года, дети, выросшие после развала СССР, способны к уличным протестам.
Их подавленное состояние и постоянное пребывание в соцсетях, жизнь в виртуальном мире не уничтожило до конца их стремление предъявить миру свою правду. Это уже факт, который до 26 марта вполне мог быть подвергнут сомнению. Ведь ни в перестройку, ни в постсоветские 25 лет молодежь никак не проявляла себя в общественной жизни.
Я бы не переоценивал факт выхода на улицы 26 марта 30-40 тысяч человек по всей стране. Потому что понятна доля действия определенных «молодежных» и «креативных» технологий в этом процессе, понятно, что молодежи там была не такая значительная часть, как принято писать в последние дни в СМИ.
И тем не менее молодежь частично откликнулась на призыв выйти на улицы. Я думаю, что она вышла не по конкретной теме коррупции и не из-за конкретного Навального. Она вышла потому, что это была единственная возможность для самовыражения. Для предъявления миру самих себя.
Молодежь не хочет вступать в фазу взрослой жизни, не сказав своего слова. Не выразив своего видения и понимания жизни.
А теперь главный вопрос. Почему молодежь смогла найти себя только в таком безусловно уродливом виде?
Для этого есть несколько оснований. Перечисляю их в порядке значимости.
1. Родители, вследствие погони за материальным благополучием и собственным комфортом, попытались заменить живое, личное воспитание некими заменителями. Среди них первым пунктом идут электронные средства (гаджеты) — от телевизора до мобильного телефона.
2. Государство предпринимает все меры для того, чтобы ослабить воздействие родителей (и других взрослых, например, воспитателей и учителей) на детей и подростков, в том числе, или даже в первую очередь, применяя ювенальные технологии, которые грозят взрослым за воспитание молодежи многими бедами вплоть до тюрьмы.
3. Государство отказалось от воспитания в системе образования, считая, что людям достаточно материальных благ и юридических законов для того, чтобы стать законопослушными членами общества.
4. Государство выдвинуло в качестве основного условия и стимула для деятельности конкуренцию в достижении материальных благ, что автоматически отодвигает воспитание в самом широком его смысле на задворки общественной жизни.
Вследствие вышеперечисленного, дети и подростки фактически оказываются предоставлены самим себе. И общаются они или по большей части друг с другом, или вообще растут в одиночестве. Преемственность поколений прервана.
Плоды атомизации общества, его намеренного и целенаправленного расслоения, начинают проявляться. Подчеркиваю, только начинают проявляться. Если тенденция сохранится, общество будет всё больше распадаться.
Желая воспитать не творца, а квалифицированного потребителя, государство получило полностью дезориентированных и усеченных не только в творческом, но и в политическом, патриотическом плане граждан.
Понижение уровня развития и воспитания людей в течение 26 постсоветских лет, отказ от идеалов и идеологии на уровне государства, дало свои закономерные плоды.
Об этом было прямо сказано председателем РВС М.Р. Мамиконян на круглом столе в информационном агентстве «Регнум».
Пытаясь отрицать советское воспитание, государство отменило любое воспитание вообще. А свято место пусто не бывает. На полуживотном уровне, на котором вырастают новые поколения, они легче всего откликаются на полуживотные призывы, к которым относятся в первую очередь популистские призывы националистического и фашистского толка.
То, что мы видели 26 марта, это только первый звонок. Выход на этот звонок состоялся под призыв борьбы с отдельным социальным злом — коррупцией. Какой лозунг вбросят в следующий раз — вопрос открытый. Предупреждение о том, что сделано с обществом, уже недвусмысленно высказано. Политическая оценка дана.
Однако, выросшие постсоветские поколения вследствие своего «рыночного» воспитания и образования в значительной степени манипулируемы. И те, кто желают ими манипулировать в своих мутных целях, будут это делать раз за разом.
Для изменения ситуации необходимо срочное восстановление воспитания и образования в том виде, в каком они были в период, в который страна достигла максимального расцвета и могущества, — в советский.
Пора заканчивать практику выплескивания ребенка вместе с водой. Игнорирование или даже отрицание положительного советского опыта, подключение российского водопровода к западной канализации раньше или позже приведет Россию к катастрофе.
Игорь Кудряшов, РВС.