Этим летом я купила переизданный РВС советский учебник по арифметике для 1 класса, чтобы попробовать заниматься по нему со своим 6-летним сыном. В школу он пойдет в следующем году, но считать, читать и немного писать умеет. У нас было пять уроков арифметики. Прошли числа от одного до шести и начали осваивать примеры на сложение.
Подробнее об учебнике Александра Пчёлко и Григория Поляка можно прочесть на ресурсах РВС. Например, в статье «Учебник А. Пчелко, Г. Поляк «Арифметика для 1 класса». Зачем учиться по учебнику из прошлого века?».
Если в двух словах, главный принцип советского учебника — принцип понимания. Ребенок видит на страницах учебника то, что ему уже знакомо из жизни: мячики, котят, карандаши, цветные кружочки, монетки и тому подобное. Знакомо — значит несложно и вместе с тем интересно. Количество предметов сначала увязывается с числом, число — с цифрой, далее идет переход от реальной ситуации к примеру, записанному цифрами и знаками (например, к трем птичкам прилетела еще одна, 3+1=4). Здесь же ребенок учится записывать цифры и знаки, представлять большее число суммой меньших.
Пока занятия сыну очень нравятся. Есть задания нарисовать предметы, выложить из палочек фигуры, набрать определенную сумму монетками. В учебнике есть вкладка из плотной бумаги, из которой нужно вырезать карточки с цифрами, цветные кружки и квадраты, монеты.
Для сравнения привожу пример из современного учебного пособия, взятый из упомянутой выше статьи.
На сегодняшний день коллектив РВС переработал и издал, помимо учебника арифметики для 1-го класса, учебник по арифметике для 2-го класса, букварь, учебники «Родная речь», «Русский язык», «Родная песня» и «Рисование». Учебники были представлены 13 сентября на пресс-конференции в ИА Regnum. Новые «старые» учебники призваны продолжить советскую и в целом русскую традицию образования, которая, как отмечают эксперты РВС, доказала свою состоятельность в предыдущие десятилетия.
Ирина Юрина, РВС