Воспитание детей младшего школьного возраста.
Первый класс.
Методические советы родителям и учителю по теме «Помни о других».
Что должны усвоить дети:
• Ты живешь на свете не один, а среди людей. И твои поступки могут радовать или огорчать их.
• Будь ласков с родителями, с теми, кто заботится о тебе дома, помогай им.
• Будь приветлив со всеми.
• Когда родители приходят усталые с работы, спроси, чем можешь им помочь: что-нибудь принести, накрыть на стол. Оберегайте отдых старших.
• Уходя из дома, скажи, куда идешь и когда вернешься, даже если уходишь ненадолго. Будь точен, не заставляй себя ждать. Всегда помни, что тебя ждут дома, о тебе волнуются. Заранее предупреди, если можешь задержаться в школе или еще где-нибудь.
• Когда уезжаешь из дома, пиши письма, сообщения, звони. Помни, что о тебе беспокоятся.
• Если дал обещание, сдержи его или вовремя объясни, что не можешь выполнить.
• Будь внимателен, если кто-то заболел, сам старайся догадаться, где нужна твоя помощь, не шуми.
• Не обижай и не давай в обиду маленьких братьев и сестер, других малышей, относись к ним ласково, играй с ними, будь для них хорошим примером.
• Будь внимателен к своим друзьям. Навести больного, помоги тому, кому трудно.
• В школе веди себя так, чтобы учителям было легко вести уроки. Не мешай заниматься другим и сам старательно учись.
Методические советы учителю (родителям)
На тему «Помни о других», помимо постоянной работы над этими правилами, необходимо провести беседу с детьми, сделать несколько инсценировок. Также необходимо постоянно организовывать возможность детям делать настоящие полезные для других дела: помощь товарищам, поддержку отстающих в учебе или других делах, проявление заботы и внимания к заболевшим, помощь в столовой и т. д.
Сама работа над этим вопросом должна быть совсем не работой, а естественной потребностью человека помогать другим, видеть людей вокруг себя, понимать их. Фальшь в этих вопросах видна сразу, и, если взрослый только на время занятия начинает продуманно и методично помнить о других, то только таким образом и воспримут это дети. Они усвоят то, что для достижения своих целей необходимо притворяться, угождать, подхалимничать.
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!
А. С. Пушкин
Перечислить все ситуации, которые могут встретиться и обязательно встретятся в жизни для «закрепления» этой темы невозможно, так как помнить о других они должны все время. И педагог (родители) всегда должен с опорой на окружающую действительность обсуждать с детьми, анализировать поведение — свое, учеников, других людей. Необходимо находить примеры в художественной литературе, в экранизациях и т. д.
Во время занятия учитель, беседуя с детьми, обращает их внимание на факты из жизни класса, которые иллюстрируют, как относятся ребята к товарищам, взрослым, родным: «Вспомним, что некоторые ребята болели, навестил ли их кто-нибудь из одноклассников? А нет ли у нас таких, кто грубит дома, груб со своими товарищами, обижает малышей?»
Сейчас мы не будем называть их имена, — продолжает учитель, — но они сами пусть подумают о своем поведении.
Учитель, проводя беседу, подбирает ситуации, когда необдуманные, случайные поступки детей заставляли родителей, учителя или сверстников волноваться, тревожиться, терпеть обиду. Учителю нетрудно найти факты, аналогичные следующим:
…Кирилл сказал маме, что после уроков у него дополнительные занятия в школе и обещал освободиться к 14.00. Но дополнительные занятия отменили, Кирилл ничего не сказал маме и сел играть в игру на планшете. Времени 14.00, Кирилл не звонит маме, не отвечает на телефонный звонок.
Мама Кирилла звонит его другу Даниле, чтобы узнать о том, что происходит в школе, когда закончились занятия. Но Данила смотрит дома телевизор и отвечает, что ничего не знает, хотя он видел, что Кирилл остался в школе и сел играть на планшете. Но мультфильм по телевизору идет очень интересный, и Даниле не хочется отвлекаться от него и вспоминать про Кирилла, а также думать про его маму.
У мамы на глазах слезы. Где же Кирилл? А Кирилл в этот момент занят прохождением очередного уровня в подземном мире, Данила же смотрит сериал и постоянно смеется над шутками героев, не обращая внимания на время и на то, что происходит вокруг.
…Ребята перебегают улицу, не соблюдая правила уличного движения. Они сами подвергают себя опасности и заставляют волноваться водителей.
…Мальчик обещал принести книгу однокласснику и забыл, а одноклассник не смог подготовиться к уроку.
…Обещал пойти в гости к другу, но потом вдруг расхотелось, занялся другим делом, а друг ждал и не мог никуда пойти.
…Ученик на прогулке убежал от своей группы, потерялся, заставил волноваться учителя и ребят.
На беседу можно пригласить родителей, бабушек, которые могли бы эмоционально рассказать о своих волнениях и переживаниях, когда дети не приходят вовремя домой или, не предупредив, надолго задерживаются в школе.
Надо рассказать на занятии о том, как доброе слово, внимательное отношение друг к другу радует людей, помогает и другим, и тебе самому.
Можно разыграть несколько сценок, которые дети с небольшой помощью взрослых могут сами придумать, положив в основу случаи из школьной жизни.
Возможно организовать какое-то дело, приносящее пользу и позволяющее детям вместе поработать, проявить инициативу, творчество, самостоятельность. Важно в этом вопросе минимизировать роль взрослых, не стремиться делать все за детей, дать им право ошибиться, увидеть ошибку, исправить ее.
Ее нужно забирать у детей возможность самим, от начала и до конца, самостоятельно сделать «дело», не нужно превращать действительное в игру, вносить фальшь и простоту, которые только отпугнут детей и заставят их цинично относиться к окружающему.
Взрослый должен быть носителем необходимых знаний для детей, которые он не может добыть самостоятельно — экспертом, наставником, помощником — помощником тогда, когда попросят. Но это не означает, что он должен «свысока» наблюдать за «делишками» детей — простой доступной работы должно быть достаточно для каждого, а учитель вполне может присоединиться к выполнению рутинной части проекта.
Например, возможно организовать помощь тем людям, которые нуждаются в поддержке, участии. Это могут быть такие же школьники из зоны военного конфликта; дети, подолгу находящиеся в больнице из-за серьезности их заболевания; ветераны; одинокие люди и т. д.
Однако деятельность не должна быть разовой и превращаться в откупание материальными ценностями. Не нужно собирать какие-то вещи и просто отправлять их как гуманитарную помощь — эти вещи будут куплены родителями, дети никакого отношения к ним не будут иметь, и вся помощь станет простым фарсом.
Если помогать детям, то обязательно нужно знать — каким. Познакомиться с ними, например, с такими же учениками из Донецка. Устроить видеосвязь, познакомиться поближе, послушать рассказы друг друга, отправить рисунки, письма, наладить общение. Необходимо добиваться действительного общения, установления живых, настоящих отношений, а не выполнения ритуала «помощи».
Конечно, возможно собрать и материальную помощь — только такую, которая действительно нужна. Например, канцелярские принадлежности для школы или нужные учебники, книги. В этот момент дети уже сами (с помощью учителя) привлекают родителей.
Очень важно, единожды начав помогать, не бросать потом этих людей как пройденный пункт воспитательно-образовательного плана. Тогда уж честнее и милосерднее по отношению ко всем участникам дела даже не браться за него, вреда будет меньше.
Учитель должен заранее оценить возможности своего класса (включая родителей и свои) и замахнуться на то, что будет по силам его коллективу в первый раз. Лучше начать с малого и сделать его качественно, чем замахнуться на огромное и потерпеть поражение.
Материал к теме.
Хорошие товарищи
Мальчик Миша мается —
Миша заикается.
Как другие — чисто, ясно, —
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет, повторить.
Нелегко ему даются
Все слова на букву «К»,
Но ребята не смеются —
Дружба классная крепка:
Ты, Мишутка, не теряйся!
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся
И смелее говори!
Миша выговорит слово,
А другого не видать…
Но товарищи готовы,
Если нужно, подождать!
С. Михалков
Навестила
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю:
– Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
– Ох, Валечка! – сказала Муся, присаживаясь на стул. – У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…
– Моя мама тоже на работе, – сказала Валя, держась за щёку. – А мне надо бы полосканье…
– Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка горячая-горячая…
Валя оживилась и закивала головой.
– Да, да, грелка… Муся, у нас на кухне стоит чайник…
– Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! – Муся вскочила и подбежала к окну. – Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая калоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
– Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
– Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? – спрашивали Мусю девочки.
– Да у неё такой же флюс, как был у меня! – радостно сообщила Муся. – И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!
В. Осеева
Разговор
Усталая с работы
Пришла под вечер мать
И видит, что у сына
Не прибрана кровать,
Что стынет чай в стакане,
Что пол не подметен,
Что, лежа на диване,
Читает книжку он…
И мать ему с обидой
Промолвила: - Сынок,
Когда–нибудь ты маме,
Хоть чем–нибудь помог?..
А сын ответил хмуро,
Едва взглянув на мать:
– Ты, мама, про Тимура
Мешаешь мне читать!..
Уверен я, ребята,
Что если б жил Гайдар –
Прославленный писатель
И храбрый комиссар,
То этому парнишке,
Что так встречает мать,
Сказал бы автор книжки
(Вернее, мог сказать):
– В тебе, наверно, совесть
Заснула, паренёк!
Прочесть сумел ты повесть,
А вот понять не смог…
В. Лифшиц
Малыши – народ хороший
Он – вожатый октябрят.
Что ж, он рад
Или не рад? Это трудная работа,
Не прогулка, Не парад.
Ох, достанется ему!
Лет немного самому.
А уж эти малыши,
Сразу видно, "хороши"!
Петя, кажется, лентяй,
Коля слишком боек.
Вот на них и повлияй
Хоть по части двоек!
А Сережа – точно еж,
Хмурится чего-то.
Что с ним делать, не поймешь.
Трудная работа!
Малыши такой народ –
Нужен к каждому подход.
Но попробовать придется,
Как-нибудь подход найдется!
Говорит отец Алеше:
Малыши – народ хороший!
Чтоб у них вожатым быть,
Надо просто их любить.
Ты им сказку расскажи
Или пляску покажи,
Вместе с ними песню спой,
Их гулять возьми с собой.
Зря ребят не пробирай,
Не командуй слишком,
Лучше с ними поиграй,
Почитай им книжку.
Свысока не гляди.
Дружбу с ними заведи.
Он обещал ответить Пете,
Как все устроено в ракете.
Он обещал ответить Наде,
Как засушить цветы в тетради,
Как разводить махровый мак
И как дрессировать собак.
Все "отчего" да "почему",
И все им интересно!
Да ведь ему-то самому
не всё пока известно!
Он вожатый октябрят,
Он своей работе рад,
Потому что ребятишек
Полюбил, как старший брат.
О. Высотская
Читайте также: Педпросвет РВС. Тема «Вежливые слова»