Российская медицина выстраивается на известном принципе «с глаз долой - из сердца вон»: Минздрав последовательно отчуждает пациентов от врачей и медицинских сестер и с каким-то непонятным упорством ликвидирует стационарную медицинскую помощь, которая для граждан России была бесплатной. Когда-то была — эксперты ВШЭ пишут, что 25% стационарной помощи в России оказывается за деньги.
Дистанция отчуждения последовательно наращивается. Появилась модная тема — под посулы ВШЭ разбогатеть на рынке биомедицинских технологий и IT в медицине в России внедряется телемедицина.
Собственно, дистанционное лечение — никакое не нововведение, еще Кашпировский в 90-х и Чумак занимались телемедициной. Еще раньше телевидение насытило эфир передачами о том, как нужно лечиться, обследоваться, правильно питаться и какие лекарства принимать. Главные врачи московских больниц уверенно рассуждают о лечении телепациентов, и с легкостью излечивают участников телепередач, в том числе в составе телеконсилиума (по принципу «мы посовещались, и я решил»).
Диспетчеры «скорой» и неотложной помощи по опроснику легко определяют, есть ли у больного «острый живот» и даже дают назначения (даже если они угадают в 99 случаев из 100, это недопустимо!). Руководители медицинских организаций (бывших лечебно-профилактических учреждений) уже давно по телефону контролируют лечебно-диагностический процесс.
Но они хотя бы в курсе, так сказать, качества источника информации о пациенте и могут прогнозировать поведение лечащего врача после получения ценных указаний. А также имеют возможность на исправление ошибок в режиме реального времени, попросту приехав в больницу и осуществив «осмотр на месте».
Дело в том, что человек не набор органов, а саморегулирующаяся сложная система, болезней как таковых нет, это очень условная категория, есть больные люди со своими особенностями, и грамотный клинический осмотр вместе с клиническим мышлением позволяют определить степень нарушения этой саморегуляции быстрее и точнее, чем это делает аппаратура.
Любой опытный врач определяет несоответствие состояния больного параметрам, полученным при инструментальном обследовании, за считанные минуты. При развитом клиническом мышлении врача назначенное им дополнительное обследование больного не приводит к «дурной бесконечности» обследования (попытку угадать причину ухудшения состояния методом перебора и потере времени на лечение).
Да, но с этого нельзя получить прибыль, нельзя навязать государству «гонку» изобретений и внедрений различных биомедицинских технологий и IT- сопровождения, в том числе информационного. Рынок медицинского сервиса, информационного сопровождения, лечебного и диагностического оборудования, расходников и фармацевтической продукции давно захвачен крупными корпорациями, и обещать, что мы сейчас потесним их с рынка и медицинские технологии станут тем драйвером экономики, который заставит ее наконец развиваться — очень опасный мираж. Или еще более опасный обман.
Читайте также: «Внедрение телемедицины больше похоже на бизнес-проект, чем на медицину»
По мнению же лечащих врачей, дистанционное лечение — это фактически самолечение и безобразие. Даже в качестве дополнительной помощи врачам телеконсультации не являются безусловным благом. Врачебные ошибки начнут расти, как снежный ком — врачи разучатся думать совсем, они будут ждать, что же назначат телеконсультанты.
А если из этой экономически привлекательной схемы освоения бюджетных денег оптимизируют (устранят) лечащего врача, то пациент окажется не по своей воле тем крайним, на кого возложат ответственность за интерпретацию и применение дистанционных врачебных назначений.
Даже в нищие 90-е я не видела столько тяжелых декомпенсированных больных в Москве, где достаточное количество и больниц, и поликлиник, и всевозможных медицинских центров — а есть ли в таком случае эта амбулаторная помощь как система? Очевидно, что продвигающие дистанционное лечение чиновники не будут так лечиться сами, и не будут лечить своих родственников. Это вариант для бедных.
Людей жалко, пациентов, врачей, медсестер. И всех их родственников жалко. Мы хотим быть трудоспособными и нужными родной стране, мы не хотим быть жертвой экономических иллюзий безответственных экспертов и политиков.
Напомним, в двух поликлиниках Москвы запустили тестирование телемедицины. Пациенты могут записаться на плановый телемедицинский прием и получить дистанционные консультации у своего лечащего врача по интернету.
Закон о внедрении в РФ телемедицины вступил в силу 1 января 2018 года. Предполагается создание Единой государственной информационной системы (ЕГИС) в сфере здравоохранения. Развитие и обслуживание системы, по оценкам Минздрава РФ, потребует 750 млн рублей ежегодно.
В рамках «пилота» в двух поликлиниках также внедрена технология «Дежурный консультант», в которой пациенты могут обратиться к консультантам и проанализировать симптоматику обращения. Дальше специалист уточняет причину жалобы и рекомендует врача, к которому необходимо прийти на прием в поликлинику.
Елена Баркова, РВС