Трагедия в Керчи. Теракт против системы образования

Первоначальной версией произошедшего в Керчи был теракт. Быстро был определен и исполнитель - студент 4-го курса этого же колледжа. По одной из версий он подготовил взрыв и затем расстреливал учащихся из официально приобретенного гладкоствольного оружия. По тяжести последствий содеянное аналогично крупному теракту. Итог - десятки раненых и возможно десятки погибших молодых людей и взрослых. Однако, нет ни политических требований, ни организации, взявшей на себя ответственность за происшедшее. Виноват один человек, который после совершенного покончил с собой.

В дальнейшем следствие квалифицировало произошедшее как убийство. Похоже, что скоро придется ввести для подобных происшествий специальное название. Впрочем, оно уже есть. Похожая ситуация была в Улан-Удэ, в Челябинске, в Перми, в других городах. И везде прослеживаются схожие закономерности и аналогия с бойнями в школах в США, где подобные трагедии давно уже связывают с событиями 1999 года в США, когда учащиеся подростки расстреляли более 40 школьников.

Невозможно не задаться вопросом о том, что же это происходит на самом деле?

Хотя власти зачастую описывают происшествия как действия психически ненормальных подростков и пытаются решить этот вопрос ужесточением мер безопасности и насыщением школ психологами, остается несколько очевидных вопросов, на которые некому дать ответ, кроме нас самих.

До какой степени индивидуализации должны дойти не только дети, но и учителя, и родители, чтобы не замечать зреющей в подростке или молодом человеке ненависти к окружающим и намерения их убить? Ведь это происходит вовсе на за один день, а за годы. И дело тут не в том, что неуспыно следить надо пристально за каждым, лично и через видеокамеры.

Даже если повысить безопасность учебных заведений до уровня тюрем строгого режима, то это не может исключить нанесения вреда их обитателям. Даже в тюрьмах случаются бунты. Но вот кого можно вырастить в школе-тюрьме? Граждан? В тюрьме можно вырастить только преступников...

Или в тюрьме можно вырастить несамостоятельных пассивных потребителей "социальных услуг".

Но что же это за общество, готовое растить преступников из детей или превращать их в растения? И есть ли у такого общества будущее?

Декларируется что результатом обучения должны быть креативные, инициативные, патриотичные граждане. Но как их воспитать в условиях, когда идеалом является индивидуальный успех и удовольствие от жизни, полученное любыми средствами?

На этот вопрос должна отвечать система образования, однако в ней нет людей, способных дать ответ и действовать.

Воспитывать и учить детей можно только тогда, когда это дело всей жизни и призвание, а учебный процесс наполнен любовью педагога к детям.

Однако, в современной школе у учителей просто нет возможности не только любить детей, но и уделять им хотя бы достаточное время. Учителя слишком заняты подготовкой бумажных обоснований своих действий для возможного расследования о том или ином надвигающемся эксцессе. Общие коллективные мероприятия, призванные формировать личность ребенка в современной школе или отсутствуют вовсе или превращены в формальность.

В результате детьми владеют те, кому они интересны. А интересны они коммерческим и криминальным структурам.

Дети интересны как легко манипулируемые потребители интернет-медиа. Каналы  видео-блоггеров оккупированы подростками. Дети интересны как кадровый резерв для преступных сообществ. Сообщества типа “А.У.Е.” распространяются среди подростков. Дети интересны радикалам всех мастей как пушечное мясо. Навальнинги привлекают все более юных протестующих.

И что мы имеем в итоге?

Радикализация подростков - это ответ на тотальный формализм и бессмысленность школьного образования, ответ на отсутствие осмысленного нравственного воспитания в условиях торжества социальной несправедливости и потребительского отношения к людям и к жизни.

Современные медиа и вся массовая культура бесконечно обещают людям яркие переживания, успех и удовольствие от все более острых развлечений. Все это должно наступить когда-нибудь. В ответ школьники выбирают не длинное ожидание, полное трудностей взрослой жизни, а быстрый и по-юношески резкий ответ на бесстыдное предложение потребить этот мир. Потребление в крайних формах - это пожирание, убийство.

В этом смысле можно утверждать, что происходящие в школах и колледжах нападения и убийства - это торжество насаждения потребительской идеологии среди детей. И одновременно это теракты с невысказанными требованиями к обществу - восстановить систему образования, в которой у человека есть смысл и человечность.

Игорь Бигаев, РВС.