Проект резолюции, принятой участниками всероссийской научной конференции в Ростове-на-Дону, предоставил ИА Красная Весна 13 марта сопредседатель оргкомитета мероприятия доктор юридических наук, профессор ЮФУ Алексей Овчинников.
Проект РЕЗОЛЮЦИИ
по результатам всероссийской конференции на тему: «Правовая политика государства и ее стратегические приоритеты в сфере профилактики семейного насилия: отечественный и зарубежный опыт»
Резолюция принята по итогам пленарного заседания на тему: «Законопроект о домашнем насилии: избыточность или необходимость?!»
12 марта 2020 года в г. Ростове-на-Дону на базе Южного федерального университета состоялась всероссийская конференция, посвященная правовой политике государства и ее стратегическим приоритетам в сфере профилактики семейного насилия. В мероприятии приняли участие как ученые, так и представители служб образования и молодежной политики, психологи, юристы, духовенство Русской Православной Церкви, общественных организаций, СМИ Ростовской области.
Обсуждая законопроект «О профилактике семейно-бытового (домашнего) насилия» участники конференции были едины относительно необходимости государственной поддержки семьи, гарантий и защиты материнства, отцовства и детства. Однако дополнительных нормативных актов в сфере профилактики семейно-бытового насилия, по мнению участников, не требуется, так как достаточно доработки и эффективной реализации тех правовых норм, которые уже существуют и на сегодняшний день способны как предупредить случаи семейно-бытового насилия, так и защитить их жертвы. Кроме того, исходя из общедоступной информации и статистических данных, в настоящее время однозначно признавать массовость и распространенность проявления насилия в семьях нет никаких оснований.
Современные нормы, направленные на профилактику семейно-бытового насилия, содержат статьи УК РФ, УПК РФ, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Семейного кодекса РФ, Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», региональных законодательных актов, многочисленных подзаконных актов. Серьезным препятствием на пути к эффективной реализации этих норм является коррупция в правоохранительных органах, недостаточная подготовка и квалификация сотрудников полиции, незарегистрированных браков.
На сегодняшний день существует институт лишения родительских прав, органы опеки и попечительства наделены необходимой совокупностью правомочий, вполне достаточных для активной и эффективной защиты прав ребёнка, действуют подразделения по делам несовершеннолетних в системе МВД России, имеются судебные механизмы защиты прав детей и других членов семей.
Доработка действующих нормативных положений позволит избежать многочисленных юридических коллизий, психологических конфликтов, непрогнозируемых политических последствий, этноконфессиональных и социокультурных противоречий, неизбежно возникающих при внедрении в правовую систему Российской Федерации зарубежных правовых моделей в столь деликатной и болезненной для общества теме как семейные отношения.
Законопроект нарушает конституционные права граждан, создает правовую основу для вмешательства в дела семьи, представляет собой угрозу национальной и демографической безопасности страны, генерирует высокие риски социальной дестабилизации. Кроме того, отдельные статьи законопроекта обладают серьезной коррупциогенностью, ввиду неопределенности многих юридических терминов. Законопроект не только не решит проблему семейно-бытового насилия и не позволит усовершенствовать систему его профилактики, но и будет способствовать возникновению недоверия к институту семьи, прежде всего, у молодого поколения.
Среди этих неопределенных терминов указанное в ст. 2 ПФЗ понятие «семейно-бытовое насилие», под которое может быть подведено любое страдание, не причиняющее боли и не порождающее последствий, которые могут быть юридически зафиксированы. В результате основанием для применения суровых санкций закона может стать принятие решения правоприменителем относительно квалификации страданий на основе субъективного усмотрения. Аналогичным коррупциогенным потенциалом для правоприменительного усмотрения обладает и термин «психическое страдание». Вводимые законопроектом понятия «психологического», «экономического» насилия, а также расширение понятия «физического насилия» дает повод для вмешательства практически в каждую семью.
Указанные формулировки, как и иные понятия законопроекта, не отвечают вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям определенности и недвусмысленности правовой нормы, что противоречит статьям 19, 34 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Данная неопределенность нарушает такой принцип правового государства, как «обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования» (Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2004 N 7-П).
Коррупциогенностью обладает и возможность вынесения судебного защитного предписания, которое может ограничить ряд конституционных прав граждан: неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ), право на воспитание детей (ст. 38 Конституции РФ), неприкосновенность собственности (ст. 35 Конституции РФ), право на жилище (ст. 40 Конституции РФ), свобода передвижения (ст. 27 Конституции РФ), свобода совести и право действовать в соответствии со своими убеждениями (ст. 28 Конституции РФ). Коррупционные риски возникают и в результате обязывания правонарушителей проходить психологические специализированные программы, что будет способствовать вовлечению в процессы реализации норм законопроекта некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих такие услуги.
В связи с вышеизложенным участники конференции предлагают:
1. Разработчикам законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» в Совете Федерации Российской Федерации, в Государственной Думе Российской Федерации отказаться от дальнейшей разработки данного законопроекта ввиду его явной избыточности, коррупциогенности, этноконфессиональной и социокультурной конфликтогенности, а также отсутствия в обществе запроса на разработку такого законопроекта.
2. Государственной Думе Российской Федерации и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
2.1. Разработать и принять законопроекты, направленные на укрепление и защиту института семьи, а в целях обеспечения демографической безопасности страны отказаться от реализации внешних обязательств по международным конвенциям, в результате которых в России продвигаются опасные для института семьи законодательные инициативы.
В частности: — ввести ограничения на разработку любых законопроектов, касающихся семейных отношений без предварительного обсуждения с представителями традиционных конфессий и учета их официальных позиций по разрабатываемым законам, не включать в рабочие группы по созданию таких законов лиц, не имеющих семьи и опыта семейной жизни не менее десяти лет;
— ввести запрет на включение в перечень социально — ориентированных некоммерческих организаций таких организаций, которые имели в прошлом иностранное финансирование;
— ввести запрет на иностранное финансирование разработки и реализации национальных стратегий в России.
2.2. Принять за правило прохождение любых федеральных законопроектов этнокультурной и конфессиональной экспертизы с привлечением представителей традиционных религий Российской Федерации на соответствие законопроектов традиционным духовно-нравственным ценностям Российской Федерации.
2.3. Ввести в действующее законодательство нормы, ограничивающие сцены, демонстрирующие насилие и жестокость на телевидении, в интернете и компьютерных играх. Разработать механизм общественного контроля в сфере государственного регулирования в области массовой информации, оказывающей негативное воздействие на нравственность, психическое здоровье и психологическое состояние общества.
2.4. Сохранить существующую маркировку информационной продукции, учитывающую различную возрастную градацию в зависимости от характера информации, способной нанести вред развитию и здоровью детей.
2.5. Принять меры, направленные на стимулирование и государственное финансирование произведений культуры и искусства, пропагандирующих традиционные семейные ценности, а также на введение запрета государственного финансирования и иных форм государственной поддержки произведений культуры и искусства, пропагандирующих отказ от традиционных семейных ценностей (ценностей, обеспечивающих непрерывную смену поколений, являющихся условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, имеющих предназначением рождение и воспитание детей).
2.6. Разработать мероприятия, направленные на борьбу с распространением порнографии в сети Интернет, на эффективную реализацию уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за изготовление и размещение в сети Интернет порнографических материалов, за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди детей.
2.7. Разработать законопроект о применении принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших правонарушения в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, принимая во внимание вопрос о виде и количестве совершенных правонарушений, наличии у правонарушителя хронического алкоголизма (наркомании).
3. Правительству Российской Федерации:
3.1. Принять программы, направленные на поддержку многодетных и социально незащищенных семей, на формирование позитивного образа многодетных, многопоколенных семей, на пропаганду уважения к старшим, послушания детей родителям.
3.2. Прекратить разработку проекта федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
4. Министерству внутренних дел Российской Федерации:
4.1. Рассмотреть возможность увеличения штата участковых — уполномоченных органов внутренних дел Российской Федерации, принять меры по их прохождению специальных программ дополнительного профессионального образования в указанной сфере — профилактики семейно-бытового насилия.
4.2. Принять меры для усиления контроля за выполнением сотрудниками органов внутренних дел обязанностей по оперативному реагированию на сообщения о фактах насильственных действий в быту в целях пресечения практики игнорирования бытовых конфликтов как малозначимых.