В Петербурге состоялся городской педсовет… или педшоу?

Педсовет… Знакомое с детства слово. «Я тебя вызову на педсовет», – изредка грозились наши учителя. Как мы представляем себе педсовет? Не ошибусь, если нарисую следующую картину: стол, вокруг которого собрались директор школы, завучи и учителя. Все строго, по-деловому настроены и обсуждают горячие, насущные проблемы образования и воспитания своих подопечных, твердо зная, какого человека они собираются выпустить в жизнь. Однако, теперича не то, что давеча.

Нежданно-негаданно 25 августа мне удалось побывать на педсовете. И не на простом педсовете. На городском педсовете города Санкт-Петербург. Ощутите уровень мероприятия. Присутствуют губернатор города Георгий Полтавченко, председатель Законодательного Собрания Вячеслав Макаров, вся верхушка комитета по образованию, директора школ, лучшие учителя. Но, напомните вы мне, зачем я спросила «что такое педсовет?». А спросила я не зря. Ибо та картина, которую я только что нарисовала, оказывается, не имеет никакого отношения к реальности. В реальности педсовет – это... шоу. Да-да! Именно шоу, со своим шоуменом. В качестве такового сегодня «зажигала» известная телеведущая Ника Стрижак. (Отмечу, что хорошая телеведущая, на мой взгляд.) На сцене – никакого стола и президиума. Руководство мероприятия «спряталось» в глубинах громадного концертного зала «Октябрьский» и лишь по команде конферансье выбегало на сцену, чтобы что-то промолвить. Вопросы задавала только ведущая, редуцируя важнейшую тему до уровня бытового обсуждения. Во время читаемого по «бумажке» доклада главы комитета по образованию Жанны Воробьевой зал заскучал и засветился десятками огней от мобильных телефонов и прочих гаджетов.

Упомяну, что до начала мероприятия в фойе под «зажигательную» западную музыку шел показ новой школьной моды. Строгая школьная форма на фоне разудалых песен западных звезд выглядела феерично. Что в голове у организаторов такого показа? Неужели опилки, как у Винни-Пуха?

Ну что это я всё про форму да про форму. Про содержание пора рассказать! А содержание, в строгом соответствии с формой, свелось к следующему. Как здорово, что школа теперь нацелена на личностный рост. На этот самый рост и учителей, и учеников. Все ориентированы исключительно на себя. Всё в строгом соответствии с новым – личностно-ориентированным – подходом к обучению. Раньше (в советской школе) был знаниево-ориентированный подход, а нынче (надо жить в ногу со временем!) российская школа присягнула личностно-ориентированному подходу. И всё бы ничего. Да под таковым подходом почему-то (почему бы это?) стали понимать индивидуумо-ориентированный подход, другими словами – эгоцентричный. А это уже не есть хорошо. Упомяну, что о плюсах и минусах обоих подходов в образовании можно прочитать в цикле статей Павла Расинского «Извращения в системе образования».

Все выступающие упорно обходили стороной (или забалтывали общими, дежурными словами) самую главную тему, ради которой и стоило бы затевать педсовет. Губернатор делал упор на финансовые показатели: сколько денег тратим на образование, хватает ли школ и детсадов для всех желающих, на оснащенность школьных кабинетов. Руководитель комитета по образованию делала упор на показателях отчетности: сколько победителей в олимпиадах, топ-рейтингах. Молодые учителя (прекрасно, что им дали слово!) восхищались наличием электронного дневника, нано-лабораторий и интерактивных досок. И никто не сказал про самих школьников. Как их будут воспитывать? Чему их будут учить? И зачем этому будут учить? Какого выпускника должна получить на выходе наша школа?

На педсовете показали короткий фильм про молодую учительницу. Тут важно опять отметить и форму подачи, и содержание подаваемого сюжета. Ведущая Ника Стрижак особо оговорила, что фильм – не документальный. Он художественно-документальный. Видимо, факты, имеющие место в реальности, спутаны с фантазией. А что – выдумка, что правда – ты, зритель, мол, догадайся сам. Что бросилось в глаза в фильме? Западная калька. Фильм копирует западную рекламу, западный образ жизни. Постоянная маска улыбки на лице, аллилуйя спортивному образу жизни, «обязательный» ученик «с ограниченными возможностями», успешные, самодостаточные друзья (в том числе англоговорящие) – и всё это на гламурном фоне мертвенно-роскошной жизни. И даже героиней фильма выбрана преподаватель не «убогой» науки биологии или химии, а «благородного» английского языка. Чтоб даже самый несообразительный догадался, откуда дует ветер и в чьи паруса. От фильма меня чуть не стошнило. Настолько он фальшивый, фанерно-рекламный, навязчивый и приторный. К слову, про волнение и тревогу учительницы за своих учеников и их будущее в фильме – ни гу-гу.

Не хочется, совсем не хочется мазать черной краской наших педагогов. Знаю, что многие из них стараются передать своим подопечным и свои знания, и искреннюю любовь. И в БКЗ «Октябрьском», наверняка, такие представители педагогического сообщества были. Но… небольшая ремарка. Торжественная часть педсовета закончилась, плавно, без перерыва перетекая в концерт симфонического оркестра. Несмотря на продолжение педсовета и на приветственные слова дирижера Сергея Стадлера, чуть ли не половина зала направилась к выходу. Какую культуру, какое воспитание эти педагоги передадут ученикам? Неуважение к другим людям? Да, видимо, так – строго в соответствии с декларируемой эгоцентрической направленностью: Я и остальные.

Добил меня раздраженный возглас одной из участниц сегодняшнего педсовета: «Заново перечитывать Гоголя, Горького и прочих? Оно мне надо?» И я задумалась: «А действительно, что вам надо, господа-товарищи педагоги?»

Можно жаловаться на таких-сяких педагогов, но подобное поведение будет непродуктивным. Что можно предложить для перелома ситуации? Подскажу. 8 июня 2016 года в Севастополе прошла организованная «Родительским Всероссийским Сопротивлением» (РВС)  конференция «Пути возрождения классического отечественного образования», на которой затрагивались проблемы восстановления российского образования. На этом мероприятии выступил, в том числе, академик Российской академии образования В.И. Слободчиков с фундаментальным докладом «Гуманитарно-политический кризис отечественного образования». Такой разговор, на мой взгляд, и был настоящим педсоветом.

 

 

Майя Авдеева, РВС.