Воспитание инфантилов

Направление советской жизни на создание нового человека дало после развала СССР несколько странных результатов. Одним из таких является широкое распространение «интенсивного материнства». Связано это, на мой взгляд, с практически повальным высшим образованием, что и является коренным отличием наших «интенсивных матерей» от зарубежных.
 
Воспитанные при Союзе матери «интенсивных матерей» не забыли, чему их учили в школе. Своих детей, пусть и в абсолютно другой окружающей обстановке, они старались научить тому же самому — постоянные кружки, секции, музыкалка. Вопрос о продолжении образования даже не поднимался, единственные споры были только — в каком вузе это делать.
 
Типичным результатом такого воспитания являлась пробивная молодая девчонка, вышедшая в 22 года из института или в 25 — из аспирантуры. Работать серьезно она никогда не пробовала, потому что родители помогали: «ты только учись». Ее дипломная специальность, как правило, никому не нужна — постсоветские вузы очень консервативно относятся к собственным учебным программам. Если к этому времени девушка выходила замуж и в семье появились дети, то в больших городах часто возникала следующая ситуация.
 
Муж-бизнесмен зарабатывает достаточно для всей семьи. Молодая мамочка, потыкавшись со своим дипломом по разным работам, завалив пару задач из-за заболевшего грудничка, работу теряла и после нескольких попыток решала заняться детьми, особенно если рождался еще один.
 
Процесс ухода за маленьким ребенком в интеллектуальном плане очень прост, хотя сильно выматывает в организационном. Если детей несколько, то это выматывает вдвойне. Но ведь мозг молодой мамочки 10 лет в школе и 5–7 лет в институте учили работать! Худо-бедно, но научили. Он не может потом просто так «сидеть» без дела. Ну год, ну два. Потом он требует нагрузки. А ее нет! И с детьми ей взяться неоткуда, класса до 8-го.
 
И тут, как манна небесная, на отечественных мамочек свалилось раннее образование детей. Никто не в курсе, что Мария Монтессори работала с интеллектуально отсталыми детьми. Никто не слышал, что если перестать заниматься кубиками Зайцева, то ребенок через неделю уже ничего не вспомнит. Это сущая ерунда. Мозг нашел себе применение.
 
Не все клубы по раннему развитию детей, как грибы расплодившиеся в спальных районах городов, являются плацебо. Некоторые из них помогают деткам решить проблемы, которые решаются только в групповых занятиях. Но некоторая часть подобных клубов служит только для поддержания уверенности в своих бывших выпускниках — ты все делаешь правильно, твой ребенок — самый лучший, как раз для вас есть новая элитная программа.
 
Ребенок для такой матери становится точкой приложения ее нерастраченной интеллектуальной энергии. Занимаясь с ним на всевозможных развивалках, мать занимает себя, а не ребенка. Вместо реальной жизни, которая далеко не сахар и весьма непроста, ребенок видит только любящую маму, теплую комнату клуба и заботливых инструкторов. Ему не хочется взрослеть. Переход во взрослую жизнь очень болезненный, а преодолевать трудности не учит ни одна развивалка. Этому учит спорт и, в гораздо более жесткой форме, улица, но не мама и не курсы по раннему развитию. Учитывая, что отец все свое время проводит в заработках на семью, развитие ребенка, особенно мальчиков, становится крайне односторонним.
 
Всё это приводит к тому, что среди детей, попавших под «раннее развитие», большинство является инфантилами. Перфекционистов среди них я как-то не видел. Стремление сделать всё как можно лучше несет в себе задачу на преодоление трудностей, а этому их не учат удушающие своей свободой «интенсивные матери». Но повальной инфантилизации уже слишком много. Совсем скоро, услышав фразу «каждый мужчина — это чудом выживший мальчик», никто не усмехнется своим воспоминаниям, просто не поймут. О каком чуде выживания можно говорить, если жизнь сведена заботливой мамашей к уютному комфортному мирку?
 
Однако, если моя версия верна, то в самом скором времени «интенсивное материнство» начнет угасать в масштабах — уменьшится число сторонников и количество «клубов по интересам». Начнут рожать детей те, кого воспитывали уже после Союза. А вот их окружающая в детстве обстановка научила совсем иному, чем предыдущее поколение. И проблема чем-то загрузить привыкший к работе мозг не будет волновать головы молодых мамочек из-за отсутствия столь требовательного к нагрузкам мозга.
 
Владимир Гросс