Общероссийская общественная организация
«Родительское Всероссийское Сопротивление»
ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
О патронате в Российской Федерации
Вносится депутатами Государственной Думы
С.М.Мироновым, А.А.Агеевым, М.В.Емельяновым, Н.В.Левичевым, Е.Б.Мизулиной, О.А.Оганяном
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О патронате в Российской Федерации
Настоящий Федеральный закон устанавливает форму воспитания и оказания социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также дополнительные гарантии по социальной защите для детей, нуждающихся в государственной поддержке, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Комментарий:
Преамбула к законопроекту является декларацией о намерениях, не нашедших отражения в самом законопроекте.
Статья 1. Понятие, основные задачи и принципы патроната
1. Патронатом является форма воспитания и оказания социальной помощи детям, нуждающимся в государственной поддержке, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Комментарий:
Патронат (позднелатинское - patronatus, от лат. patronus - покровитель), форма воспитания, при которой дети-сироты или временно лишившиеся родительского попечения передаются на воспитание в семьи граждан по договору, заключённому уполномоченным гос. органом и лицом, выразившим желание взять ребёнка на воспитание. Последнему выплачивается определённое вознаграждение, а он обязуется воспитывать и содержать ребёнка, как члена своей семьи и признаётся опекуном (попечителем) своего воспитанника. В СССР Патронат широко применялся в первые годы Советской власти, когда не было достаточного числа детских учреждений. В современный период он утратил значение (Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.)
Поскольку в законопроекте речь идёт фактически о четырёх видах патроната, то создаётся путаница в понятиях, что из предусмотренного в законе является и «формой воспитания» и «формой оказания социальной помощи детям, нуждающимся в государственной поддержке», а что конкретно является только «формой воспитания» или только «формой оказания социальной помощи детям, нуждающимся в государственной поддержке».
Подобное вольное обращение с понятиями приведёт к ошибкам в дальнейшем правоприменении, что в свою очередь повлечёт нарушение прав граждан.
2. Основными задачами патроната являются:
защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
реализация прав детей, оставшихся без попечения родителей, жить и воспитываться в семье;
постинтернатная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
профилактика социального сиротства.
Комментарий:
Профилактической мерой социального сиротства в законопроекте выступает не оказание социальной помощи родителям, находящимся в трудной жизненной ситуации, с целью сохранения кровной семьи (о чём в законопроекте не предложено ни одной нормы), а установление над ребёнком «социального патроната», являющегося, по сути, методом контроля за семьёй и выявления дополнительных оснований для произвольного изъятия ребёнка из семьи.
3. Организация работы по патронату основывается на соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права и законодательства Российской Федерации.
Комментарий:
В результате принятия предложенного закона будут нарушены нормы российского законодательства:
- ч. 1 ст. 1; ч. 2 ст. 31; абз. 2 ч. 2 ст. 54; ч. 1 ст. 56; ч. 1 ст. 63; ч.
1 ст. 64; ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 80; абз. 3 ч. 1 ст. 121; ч. 1 ст. 123; ст. 127, ст. 146; ч. 2 ст. 155.2; Семейного кодекса РФ;
- ст. 26; ст. 28; ч. 1 ст. 179; ч. 1 ст. 421; глава 29 Гражданского
кодекса РФ;
- абз. 1 ч. 1 ст. 4; ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребёнка в Российской Федерации»;
4) п. 2 ст. 4 ФЗ Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
а также:
- ст. 2; ч. 2, 3 ст. 3; ст. 5; ст. 16; ч. 1, 2 ст. 18; ч. 2, 3, 4 ст. 27;
Конвенции о правах ребёнка (одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года).
Статья 2. Виды патроната
1. Патронат осуществляется в следующих видах: патронатное воспитание, постинтернатный патронат, социальный патронат.
2. Патронатное воспитание - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок передается на содержание и воспитание в патронатную семью.
Комментарий:
В законопроекте не приводятся положительные отличия патронатного воспитания от других форм устройства детей, таких, как передача детей в семью приёмных родителей, установление опеки, попечительства, которые так же предусматривают выплату вознаграждения приёмным родителям и опекунам (попечителям), поэтому сомнительна целесообразность возвращения законодателей к ранее существовавшей форме воспитания.
Между тем, в семейном законодательстве имеются нормы, предусматривающие временную передачу ребёнка в семью (ч. 3-6 ст. 155.2 СК РФ) в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое), схожие по многим параметрам с нормами законопроекта, регламентирующими патронатное воспитание. В частности, в том и другом случае дети могут быть переданы только гражданам Российской Федерации и на срок не более шести месяцев. Однако, между ними есть существенное отличие: временные воспитатели по действующему законодательству обеспечиваются продуктами питания или денежной компенсацией на их приобретение для детей, но им не выплачивается вознаграждение, тогда как подбор таких воспитателей проводится гораздо строже (пункт 9 - 11 «Правил временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 432 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.05.2012 N 474, от 14.02.2013 N 118, от 02.07.2013 N 558)).
Во-первых, временная передача ребёнка возможна только в семью граждан, а не гражданину Российской Федерации - совершеннолетнему лицу, независимо от пола и семейного положения;
во-вторых, временная передача детей не разрешена лицам, имеющим или имевшим судимость, подвергающимся или подвергавшимся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.05.2012 N 474, от 14.02.2013 N 118),
тогда как «патронатное воспитание» может быть разрешено лицам, имеющим погашенные судимости за любые виды преступлений и любой степени тяжести.
Кроме того, согласно Постановлению (п. 11), при получении разрешения на временную передачу ребёнка, гражданин вправе представить иные документы, свидетельствующие о наличии у него необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании, о профессиональной деятельности, прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны или попечители.
При патронатном воспитании, не смотря на то, что оно является формой устройства детей в семью, никаких требований к уровню подготовки воспитателя, к его характеристике, законопроектом не предъявляется.
______________________________________________________________________
3. Постинтернатный патронат - форма воспитания и оказания социальной помощи ребенку-сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей, а также лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Комментарий:
«Постинтернатный патронат - форма воспитания и оказания социальной помощи ребёнку-сироте и ребёнку, оставшемуся без попечения родителей …» - под двусмысленным набором слов скрыта «хитроумная схема» для дополнительного лёгкого заработка патронатных воспитателей. Само название - «постинтернатный», - предполагает продолжение действия после чего-либо, например, педагогическое сопровождение лица после окончания учебного заведения и выхода по достижении совершеннолетия из детского учреждения. Вместе с тем, согласно законопроекту, эта форма патроната применяется не только к лицам от 18 до 23 лет, но и к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, причём, только тем из них, которые находятся в детских учреждениях. Осуществляться работа патронатного воспитателя должна путём «посещения ребёнка с целью его воспитания и оказания социальной помощи» (статья 3., часть 3 законопроекта).
Очевидно, что проживать ребёнок, находящийся в детском учреждении, может по месту работы самого патронатного воспитателя, которому законом не запрещено иметь постоянное место работы при том же детском учреждении, а в условиях выполнения программы по сокращению контингента детских домов такой вид патроната будет являться панацеей от безработицы для педагогов и обслуживающего персонала детских учреждений. Причём, свои функции патронатный воспитатель может выполнять, как штатный воспитатель, получая за это заработную плату, а социальную помощь детям, находящимся на полном государственном обеспечении, оказывают государственные органы. В связи с чем, предложение дополнительного вознаграждения в размере 5000 руб. за здорового ребёнка и 7500 руб. – за ребёнка-инвалида представляется необоснованной тратой бюджетных средств со стороны разработчиков.
Трудно себе представить, чтобы некий патронатный воспитатель со стороны мог являться в детское учреждение для «посещения ребёнка с целью его воспитания и оказания социальной помощи» при полном штате квалифицированных сотрудников. Абсурдность предложенной нормы очевидна.
Кроме того, бесполезность её подтверждается действующим Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ), детально регламентирующим все виды социальной поддержки (от обеспечения питанием, одеждой и обувью, предметами личной гигиены, лекарственными средствами, медицинским обслуживанием, бесплатным проездом, обучением, до обеспечения жильём, трудоустройства, оказания бесплатной юридической помощи), которые предоставляются указанным в законе лицам без посредников в виде патронатных воспитателей, требующих ежемесячное вознаграждение «за посещение».
4. Социальный патронат - форма оказания патронатным воспитателем необходимой помощи ребенку в случае его признания в установленном порядке нуждающимся в государственной поддержке.
Комментарий:
Как следует из текста законопроекта, социальный патронат устанавливается над ребёнком, проживающим в семье. В законопроекте не расшифровывается, в чём заключается «необходимая помощь ребёнку», кто именно будет устанавливать пределы этой «необходимости», как и не устанавливается порядок признания нуждающимся в государственной поддержке. Нет указанных определений и в других федеральных законах, либо подзаконных актах.
Следовательно, норма является декларативной.
Пункт 4 статьи 65 Семейного кодекса РФ предусматривает, что
"4. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.
Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании".
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) предусматривает, что
1. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
Именно перечисленных видов социальной помощи чаще всего не хватает родителям для создания надлежащих условий по содержанию своих детей, а не постоянного контроля за состоянием дел в семье и вездесущего «домашнего помощника» (Социально-бытовой патронаж семьи (домашний помощник), стандарт которого разработан Фондом «Национальный Фонд защиты детей от жестокого обращения»).
Таким образом, вопрос о государственной поддержке малоимущих семей уже решается путём оказания конкретной помощи, способствующей преодолению трудной жизненной ситуации, и являющейся реальной профилактикой социального сиротства.
Вопросы профилактики жестокого обращения с детьми, а так же выявления несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении так же решаются посредством исполнения действующего Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в редакции Федеральных законов от 30.12.2012г. № 297-ФЗ; от 30.12.2012г. № 319-ФЗ; от 07.05.2013г. № 104-ФЗ) органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Статья 4), в которую входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Индивидуальная профилактическая работа также может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ч. 2, 3 ст. 5).
Основанием для проведения такой индивидуальной профилактической работы является заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (п. 1 ст. 6).
Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений; внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.
Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации;
выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;
принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путём организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Должностные лица органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания имеют право: в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;
запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц (ст. 12).
К многочисленной когорте вышеуказанных специалистов разработчики законопроекта предлагают добавить наспех обученных по западным методическим пособиям «патронатных воспитателей», призванных оказывать необходимую помощь ребёнку в случае его признания в установленном порядке нуждающимся в государственной поддержке.
В чём конкретно будет выражаться такая помощь, кроме «посещения» детей три раза в неделю, законопроект не разъясняет, однако чётко прописывает цену каждого договора по видам патроната.
Статья 3. Условия установления патроната
1. При установлении патроната над ребенком, достигшим возраста десяти лет, учитывается его согласие.
Для установления постинтернатного патроната над лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо его согласие.
Комментарий:
Статья нарушает основополагающие нормы гражданского права, в том числе, о принципе свободы в заключении договора (ч. 1 ст. 421 ГК РФ), а также устанавливающие дееспособность несовершеннолетних и малолетних (ст.26, 28 ГК РФ).
В комментируемой статье не указано в качестве одного из главных условий установления патроната согласие родителей, не лишённых родительских прав, и являющихся законными представителями своих детей, на установление над ребёнком «социального патроната», как не указано в принципе такое согласие со стороны родителей и на заключение договора. Несовершеннолетний, достигший 10-летнего возраста, вправе сам решать, соглашаться ли на установление патроната в какой бы то ни было форме, или нет. Только его мнение, согласно комментируемой статье, учитывается. Таким образом, в нарушение ст. 26, 28 ГК РФ, его права, регламентируемые данной нормой, выходят за рамки, установленные гражданским законодательством, поскольку позволяют заключать договор, минуя свободное решение законного представителя, связанного мнением своего подопечного (ч. 1 ст. 65 СК РФ – родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей).
В том случае, если родитель не согласится на установление патроната, орган опеки и попечительства будет обязан назначить другого представителя для защиты прав и интересов ребёнка (ст. 64 СК РФ).
Таким образом, законный представитель ребёнка оказывается беззащитным перед решением органа опеки, облечённым в форму распорядительного акта с одной стороны, и согласием подопечного несовершеннолетнего, интересы которого может защищать иной представитель, с другой стороны. При таких обстоятельствах, под угрозой лишения родительских прав за уклонение от исполнения родительских обязанностей (ст. 69 СК РФ во взаимосвязи со ст.ст. 64, 65 СК РФ), родители вынуждены будут заключать договоры о «социальном патронате» даже на крайне невыгодных и невыполнимых для себя условиях, которые могут быть включены в индивидуальную программу реабилитации и т.п. (например, требование сделать ремонт в жилом доме или квартире при отсутствии достаточных средств и т.д.). Признание такой сделки, совершённой под влиянием угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной (что в условиях навязывания РФ ювенальных технологий западного образца не может исключаться), или стечения тяжёлых обстоятельств (ст. 179 ГК РФ) через суд недействительной возможно, но по многим обстоятельствам может быть непосильно юридически не грамотным законным представителям. Поэтому, отсутствие в ст. 3 законопроекта среди обязательных условий установления патроната согласия законных представителей, безусловно, может привести к нарушению должностными лицами при исполнении закона конституционных прав граждан, предусмотренных ч. 1 ст. 23 (неприкосновенность частной жизни); ч. 1 ст. 24 (1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются); ст. 25 (неприкосновенность жилища); ч. 2 ст. 38 (Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей); ч. 2 ст. 55 (2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина); ст. 60 (Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет).
2. На патронатное воспитание передаются дети-сироты, дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, лишены свободы, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, дети, родители которых уклоняются без уважительных причин от воспитания, содержания детей или от защиты их прав и интересов, дети, родители которых неизвестны или их местонахождение не установлено, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
Патронатное воспитание устанавливается, когда не могут быть применены иные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья, детский дом семейного типа). Патронатное воспитание устанавливается на срок не более шести месяцев.
Комментарий:
Из анализа законопроекта явствует, что «патронатное воспитание» устанавливается, когда кандидаты в приёмные родители или опекуны (попечители) не соответствуют всем требованиям, перечисленным в ст.ст. 127, 146 Семейного кодекса РФ, предъявляемым к указанным кандидатам.
Патронатному воспитателю на патронатное воспитание может быть передано не более трех детей. Данное ограничение не применяется в случае передачи на патронатное воспитание детей, являющихся близкими родственниками.
Дети, являющиеся близкими родственниками, передаются одному патронатному воспитателю, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям, правовым основаниям или социально-педагогическим причинам содержание и воспитание этих детей должно осуществляться раздельно.
Структурные подразделения органа опеки и попечительства в трехдневный срок информируют регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, о прекращении учета сведений о ребенке, переданном на патронатное воспитание.
3. Постинтернатный патронат осуществляется в форме посещения патронатным воспитателем лица, в отношении которого установлен постинтернатный патронат с целью воспитания и оказания социальной помощи.
Комментарий:
В части 1 статьи 54 Семейного кодекса РФ дано определение «ребёнка» - это лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).
Лицо, в отношении которого установлен постинтернатный патронат, - это совершеннолетнее лицо в возрасте от 18 до 23 лет, поэтому установление в отношении него постинтернатного патроната с целью «воспитания» некорректно.
За патронатным воспитателем может быть закреплено не более пяти воспитанников.
Постинтернатный патронат не устанавливается в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье, детском доме семейного типа, патронатной семье.
Комментарий:
Следовательно, такой патронат устанавливается над детьми, находящимися в государственных, муниципальных детских учреждениях всех типов на полном государственном обеспечении, в связи с чем предложенная норма представляется коррупциогенной.
4. Социальный патронат устанавливается над ребенком, проживающим в семье и признанным в установленном порядке нуждающимся в государственной поддержке, в форме регулярного, не менее трех раз в неделю, посещения патронатным воспитателем воспитанника по месту жительства с целью оказания социальной помощи.
За патронатным воспитателем может быть закреплено не более пяти воспитанников.
Социальный патронат не устанавливается в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье, детском доме семейного типа.
Комментарий:
Из анализа комментируемой нормы вытекает, что «социальный патронат» может быть установлен не только над ребёнком, находящимся в кровной или патронатной семье, поскольку категория семьи не уточнена («проживающим в семье»), а методом исключения получаем семью кровную или патронатную, но и в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских организациях всех типов, кроме детского дома семейного типа.
Таким образом, при принятии закона «О патронате в Российской Федерации» все четыре вида патроната, не смотря на действующее законодательство, попытаются подменить собой работу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, занимающихся индивидуальной профилактической работой, оказывающих реальную социальную помощь семьям, находящимся в социально-опасном положении или в трудной жизненной ситуации, и, при отсутствии системы сдержек и противовесов в законодательстве в виде судебного решения об изъятии детей из семьи, введении уголовной ответственности за незаконные действия по отобранию ребёнка из семьи, семья в Российской Федерации будет сломлена окончательно, а системе органов государственной власти будет нанесён непоправимый урон в связи с внедрением некоммерческих организаций в работу исполнительных органов.
Статья 4. Функции по организации патроната
1. Функции по организации постинтернатного патроната осуществляются государственным учреждением или муниципальным учреждением, в котором находятся, воспитываются и (или) обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и другими учреждениями, созданными в установленном законодательством порядке (далее - учреждения по патронату) в соответствии с уставом, а также исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования. Функции по организации социального патроната осуществляются исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения.
Функции по организации патронатного воспитания осуществляются исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.
2. Учреждения по патронату, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения:
осуществляют подбор и обучение лиц, желающих оказывать услуги патронатного воспитателя, проводят обследование условий их жизни;
организуют установление и осуществление патроната;
осуществляют подготовительную работу и социальную адаптацию ребенка с целью подготовки установления патроната;
оказывают организационно-методическую помощь патронатным воспитателям;
осуществляют текущий контроль за осуществлением патроната.
Статья 5. Основания установления патроната
1. Основанием установления патроната является распорядительный акт органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации (далее - органа опеки и попечительства) и (или) договор.
Комментарий:
Поскольку в данной норме заложены разнохарактерные основания – с одной стороны «распорядительный акт органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации», предполагающий выражение властных полномочий должностного лица, а с другой стороны – «договор», свобода заключения которого регламентируется ст. 421 Гражданского кодекса РФ, то разработчикам следовало бы разъяснить конкретно, для каких именно видов патроната предусмотрены и акт и договор, а для каких из них – только акт, или только договор, поскольку если речь идёт о «патронатном воспитании», то наличие оснований в виде распорядительного акта и договора представляется уместным, в то время, как при заключении договора о «социальном патронате» основание в виде акта будет являться нарушением не только статьи 421 Гражданского кодекса РФ, но и международных норм, и российского законодательства, поскольку будет позволено активное вмешательство в семейную жизнь граждан в отсутствие внятно прописанных в законе причин установления «социального патроната».
2. Договор о патронатном воспитании заключается между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства.
Договор о патронатном воспитании должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка, меры по защите его прав, перечень документов, передаваемых патронатному воспитателю, права и обязанности сторон, порядок и условия расторжения договора, срок договора, размер средств, выплачиваемых на содержание ребенка, порядок осуществления контроля, ответственность сторон и иные условия.
3. Договор о постинтернатном патронате в отношении ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, заключается между учреждением по патронату (при его наличии), патронатным воспитателем, органом опеки и попечительства и должен предусматривать способы воспитания, условия содержания и образования ребенка, меры оказания социальной помощи, меры по защите его прав, перечень документов, передаваемых патронатному воспитателю, права и обязанности сторон, порядок и условия расторжения договора, срок договора, порядок осуществления контроля, ответственность сторон, иные условия.
Комментарий:
Поскольку в тексте законопроекта нет статьи, расшифровывающей понятия, используемые в настоящем законопроекте, как нет их и в других федеральных законах, очевидны предстоящие сложности в правоприменении, связанные с отсутствием чётких определений, которые позволили бы разобраться, в каких именно случаях возможно «патронатное воспитание», а в каких – «постинтернатный патронат» (и что такое «постинтернатный патронат» в отношении несовершеннолетнего) в отношении ребёнка-сироты и ребёнка, оставшегося без попечения родителей, если статус детей в том и другом случае одинаков. Почему в одних случаях ребёнку будут оказываться меры социальной помощи, в других – нет. По каким критериям будут «отбраковываться» дети. В самой норме закладывается дискриминация, что противоречит ч. 1 ст. 4 ФЗ от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", гласящей: «Целями государственной политики в интересах детей являются:
осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений…»,
а также – ч. 2 ст. 2 Конвенции о правах ребёнка, из которой следует, что государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребёнка от всех форм дискриминации на основе статуса ребёнка, родителей ребёнка, законных опекунов или иных членов семьи.
4. Договор о постинтернатном патронате в отношении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается между учреждением по патронату (при его наличии), указанным лицом, патронатным воспитателем, органом опеки и попечительства и должен предусматривать меры оказания социальной помощи лицу, переданному на постинтернатный патронат, меры по защите его прав, права и обязанности сторон, порядок и условия расторжения договора, срок договора, порядок осуществления контроля, ответственность сторон, иные условия.
Лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может выступать инициатором заключения договора о постинтернатном патронате.
5. Договор о социальном патронате заключается между патронатным воспитателем, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения, законным представителем ребенка и должен предусматривать способы воспитания, меры оказания социальной помощи ребенку, переданному на социальный патронат, меры по защите его прав, права и обязанности сторон, порядок и условия расторжения договора, срок договора, порядок осуществления контроля, ответственность сторон, иные условия.
Комментарий:
Данная норма не соответствует части 4 статьи 2 законопроекта, предусматривающей для ребёнка, признанного нуждающимся в государственной поддержке, необходимой помощи. В статье речь идёт о договоре, который должен предусматривать меры оказания социальной помощи ребенку, переданному на социальный патронат. Соотношение «социальной» и «необходимой» помощи не приведено.
_______________________________________________________________________
6. Договоры, указанные в настоящей статье (К.: то есть, в том числе, и договор о «социальном патронате»), могут быть расторгнуты по инициативе органа опеки и попечительства или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения в случае наличия угрозы для жизни и здоровья лица, в отношении которого установлен патронат, пренебрежения его интересами со стороны патронатного воспитателя.
_________________________________________________________
Комментарий:
Права законного представителя, как стороны в договоре, самого лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ущемляются, поскольку им не даётся право быть инициаторами расторжения договора в случае наличия угрозы для жизни и здоровья лица, в отношении которого установлен патронат, пренебрежения его интересами со стороны патронатного воспитателя, что противоречит общим положениям о договоре, установленным нормами Гражданского кодекса РФ ( Глава 29 ГК РФ «Изменение и расторжение договора»).
По смыслу законопроекта получается, что со стороны патронатного воспитателя может быть наличие угрозы для жизни и здоровья лица, в отношении которого установлен патронат, пренебрежение его интересами, а ни сам патронируемый, ни его законный представитель не имеют права быть инициаторами расторжения договора, поскольку право это предоставлено только органу опеки и попечительства (кстати, не являющемуся стороной в договоре о «социальном патронате», согласно части 5 статьи 5 законопроекта) или исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения. То есть решение вопроса о возможности расторжения договора отдано на откуп усмотрению чиновника, который может в действиях патронатного воспитателя и не усмотреть угрозы для жизни и здоровья и пренебрежения интересам, и не инициировать расторжение договора с таким воспитателем.
В Главе 29 ГК РФ говорится, что стороны по соглашению, а не одна какая-либо из сторон (тем более – стороннее лицо в виде органа опеки и попечительства) имеют право расторгнуть договор. По требованию одной из сторон (в законопроекте – это только соответствующие органы) договор может быть изменён или расторгнут по решению суда (о суде в законопроекте не упоминается) только при существенном нарушении договора другой стороной. Следовательно, патронируемый в возрасте 18-23 лет, или представитель несовершеннолетнего патронируемого имеют право поставить вопрос о расторжении договора, НО только через суд, что значительно усложнит процедуру расторжения договора, который всё время судебного разбирательства будет действовать, а, значит, и будет существовать угроза жизни и здоровью патронируемого, и пренебрежение его интересам. Следовательно, разработчикам законопроекта нужно или дополнить п. 6 указанием, что договоры могут быть расторгнуты по инициативе каждой стороны, или этот пункт следует исключить из законопроекта, как излишний.
_______________________________________________________________________
Статья 6. Патронатные воспитатели
1. Патронатными воспитателями могут быть граждане Российской Федерации - совершеннолетние лица обоего пола независимо от семейного положения, за исключением:
лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
лиц, отстраненных от обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
лиц, не имеющих постоянного места жительства;
лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям (данное требование не распространяется на патронатных воспитателей, осуществляющих социальный патронат);
лиц, имеющих непогашенную судимость
_________________________________________________________
Комментарий:
Список требований, предъявляемых к кандидатам на роль патронатного воспитателя, не соответствует ни ст. 127 Семейного кодекса РФ (лица, имеющие право быть усыновителями), ни ст. 146 СК РФ (Опекуны (попечители) детей), не смотря на то, что патронат, по замыслу авторов законопроекта, является дополнительной формой устройства детей.
Например, в ст. 127 СК РФ к лицам, претендующим на право быть усыновителями, дополнительно предъявляются требования:
иметь доход, обеспечивающий усыновляемому ребёнку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители;
пройти психолого-педагогическую и правовую подготовку по программе и в порядке, которые утверждаются исполнительными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В ст. 146 СК РФ предусмотрено, что при назначении ребёнку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребёнком, отношение к ребёнку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребёнка.
Анализируемым законопроектом никаких морально-нравственных требований к личности патронатного воспитателя не предъявляется.
Следует вывод, что патронатным воспитателем может быть физически и психически здоровое лицо любого пола, независимо от семейного положения, сексуальной ориентации, морально-нравственных качеств, финансовых возможностей, наличия необходимого образования, имеющее жильё, соответствующее санитарным и техническим нормам и погашенную (ые) судимость (ти).
Тем самым с введением в стране патронатного воспитания на условиях и в порядке, установленных законопроектом, будет открыт доступ к детям для лиц нетрадиционной ориентации, педофилам, сутенёрам, создателям порно продукции, истязателям и другим гражданам, не обладающим необходимыми морально-нравственными качествами и соответствующим образованием, необходимыми навыками и опытом.
________________________________________________________________________
2. Патронатный воспитатель осуществляет содержание и (или) воспитание ребенка (детей), непосредственно оказывает социальную помощь ребенку (детям), нуждающемуся в государственной поддержке, а также лицу (лицам) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Комментарий:
Данная норма устраивает конкуренцию с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственной социальной помощи», который в Статье 1. Основные понятия определяет, что
государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
То есть – это не только пресловутая услуга «домашний помощник», оказываемая при заключении договора о «социальном патронате», но и материальная помощь и обеспечение жизненно необходимыми товарами, чего патронатный воспитатель не в состоянии предоставить ни семье, ни ребёнку.
Полномочиями в области оказания государственной социальной помощи обладают власти субъектов Российской Федерации (ст. 5), в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, являющихся расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8.1. N 178-ФЗ
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьям в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены:
1) предмет социального контракта;
2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи;
3) виды и размер государственной социальной помощи;
4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;
5) срок действия социального контракта;
6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся:
1) поиск работы;
2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
4) ведение личного подсобного хозяйства;
5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Орган социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта (по предложенному законопроекту орган социальной защиты населения при установлении «социального патроната» действует на основании договора) взаимодействует с органами службы занятости населения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях содействия в реализации получателями государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.
Социальный контракт с прилагаемой к нему программой социальной адаптации подписывается заявителем и руководителем органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлён органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Приведённые нормы действующего закона свидетельствуют о намерениях власти изменить положение в социальной политике в сторону поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Тогда как рассматриваемый законопроект «о патронате» нацелен не на решение серьёзной государственной проблемы, а на узаконивание интересов определённой группы людей, занимающихся «детским» бизнесом.
3. Лицо, желающее стать патронатным воспитателем, осуществляющим патронатное воспитание и постинтернатный патронат, обращается в орган опеки и попечительства, а патронатным воспитателем, осуществляющим социальный патронат, - в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения.
4. Лицо, желающее стать патронатным воспитателем, представляет следующие документы:
заявление;
паспорт либо другой заменяющий его документ, а также его копию, заверенную в установленном порядке;
справку с места работы с указанием размера заработной платы либо копию декларации о доходах, заверенную в установленном порядке;
при установлении патронатного воспитания или постинтернатного патроната - документ, подтверждающий наличие жилья (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);
медицинскую справку лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья;
справку из органов внутренних дел об отсутствии судимости.
5. Правоотношения по установлению и осуществлению патроната не влекут за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком алиментных и наследственных правоотношений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Материальное обеспечение патроната
1. На ребенка, переданного на патронатное воспитание, распространяются нормы материального и денежного обеспечения и льготы, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации для детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях.
2. Патронатный воспитатель ведет учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Сведения об израсходованных средствах представляются ежеквартально в учреждение по патронату или в орган опеки и попечительства.
3. Патронатному воспитателю, заключившему гражданско-правовой договор о патронатном воспитании или договор о постинтернатном патронате, в соответствии с указанным договором ежемесячно выплачивается вознаграждение, размер которого не может быть менее 5 тысяч рублей за каждого воспитанника и 7500 рублей за каждого воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющего недостатки в физическом (или психическом) развитии, инвалида.
4. Патронатному воспитателю, заключившему гражданско-правовой договор о социальном патронате, в соответствии с указанным договором ежемесячно выплачивается вознаграждение, размер которого не может быть менее 2000 рублей за каждого ребенка.
5. Средства для выплаты вознаграждений патронатным воспитателям в минимальном размере, определенном в частях 3 и 4 настоящей статьи, предусматриваются в федеральном бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период). В бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) могут предусматриваться средства для выплаты дополнительных вознаграждений патронатным воспитателям.
6. Вознаграждение патронатному воспитателю подлежит индексации в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
________________________________________________________________________
Комментарий:
В соответствии со Статьёй 37 Конституции РФ:
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
При принятии закона будет очевидна социальная несправедливость в материальном вознаграждении за труд работников органов исполнительной власти и патронатных воспитателей.
Согласно Финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на учёте состоят сведения о 119 070 детях, оставшихся без попечения родителей, из них: 14 543 детях-инвалидах.
Законопроектом уточняется перечень и содержание полномочий органов опеки и попечительства, по оказанию содействия опекунам и попечителям, в том числе оказание опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан помощи в реализации и защите прав подопечных, получении услуг по социальному, медицинскому, психологическому и (или) педагогическому сопровождению замещающих семей (далее - по оказанию содействия опекунам (попечителям).
Примерная стоимость затрат по оказанию содействия одной замещающей семье в течение года в субъекте Российской Федерации составляет 2 800 рублей.(в то время, как вознаграждение патронатному воспитателю за одного подопечного в соответствии с договором о «социальном патронате» ежемесячно будет выплачиваться 2000 руб. Таких воспитанников у патронатного воспитателя может быть пять человек).
Указанная сумма складывается из следующих показателей:
- расходы на заработную плату 1 специалиста, осуществляющего работу с 1 семьей по оказанию содействия опекунам (попечителям), в год (из расчета средней величины ежемесячной оплаты труда специалиста - 18 376 рублей, с учётом начисления на оплату труда 26,2%) - 278 286,14 рублей (18 376 рублей х 1,262 х 12 месяцев);
- стоимость накладных расходов на транспортные расходы и услуги связи в расчёте на 1 специалиста, осуществляющего деятельность по оказанию содействия опекунам (попечителям), в год - 5 000 рублей.
- Количество замещающих семей, в различных субъектах Российской Федерации варьируется и составляет от нескольких десятков до 6 тысяч и более (в среднем до 5000 семей в субъекте Российской Федерации1).
- Количество семей, которым 1 специалист может оказывать содействие опекунам (попечителям), составляет не более 100.
Таким образом, для работы с 5000 семей необходимо привлечение 50 специалистов.
Соответственно, стоимость расходов на осуществление работы по оказанию содействия опекунам (попечителям) в одном субъекте Российской Федерации в год составляет в среднем 14 млн. рублей
(50 х 18 376 рублей х 12 месяцев х 1,262 + 50 х 5000 рублей).
1 По данным федерального государственного статистического наблюдения по форме № 103-РИК, в 2011 году в Российской Федерации численность замещающих семей составила 421 073 семьи.(23021281.doc__).
Насколько же придётся увеличить бюджетные расходы на оплату воспитателям по договорам о «социальном патронате», если количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации в Российской Федерации, которое может попасть в поле зрения «работников» «социального патроната», фактически не ограничено.
Статья 8. Координация и контроль за осуществлением патроната
1. Координация работы по патронатному воспитанию и постинтернатному патронату возлагается на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, а социального патроната - на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения.
2. Органы опеки и попечительства и учреждение по патронату (при его наличии) осуществляют текущий контроль за осуществлением деятельности патронатных воспитателей.
3. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, указанные в части 1 настоящей статьи, совместно с учреждением по патронату (при его наличии) не реже одного раза в год проводят комплексную проверку осуществления патроната.
По результатам проверки оформляется акт обследования условий жизни и воспитания лица, в отношении которого установлен патронат.
Комментарий:
Практика показывает, что «акт обследования условий жизни и воспитания лица» - это документ, способный в одночасье изменить судьбу ребёнка или его законного представителя, будь то родитель, или опекун (попечитель). Для тех и других информация, указанная в акте, может послужить основанием для изъятия ребёнка из семьи (например, якобы, в связи с наличием угрозы жизни и здоровью ребёнка или нахождением ребёнка без надзора). Поэтому наделение неких «учреждений по патронату», которые не являются исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, или органами местного самоуправления, полномочиями, наряду с государственными органами при введении в Российской Федерации «cоциального патроната» приведёт к бесконтрольности многочисленных некоммерческих организаций, допущенных по воле законодателей в сферу оказания социальной помощи детям. «Учреждениям по патронату» будет выгодно пополнять контингент своего учреждения с помощью комплексных проверок, а патронатный воспитатель, осуществляющий «социальный патронат», будет являться «доказательственной базой» для лишения родителей родительских прав или ограничении их в правах.
Статья 9. Внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
1. Внести в Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 16; 1998, № 26, ст. 3014; 2005, № 1 (часть 1), ст. 11; 2007, № 1 (часть 1), ст. 21; 2008, № 17, ст. 1756) следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 121 после слов «законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации» дополнить словами «и иными федеральными законами»;
2) в пункте 1 статьи 123 слова «в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации,» исключить;
3) в пункте 6 статьи 145 слова «в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации,» исключить;
2. В части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 апреля 2008 года
№ 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (Собрание Законодательства Российской Федерации, 2008, № 17, ст. 1755) слова «в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации,» исключить.
Комментарий:
Не смотря на то, что настоящим Федеральным законом вводятся новые формы воспитания и оказания социальной помощи детям, разработчики не представили какого-либо законопроекта по внесению изменений и дополнений в другие законодательные акты, регламентирующие общественные отношения в сфере опеки и попечительства, вопреки Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов (МОСКВА 2003), которые предписывают, что
51. Одновременно с законопроектами, устанавливающими новое правовое регулирование, на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации следует вносить самостоятельные законопроекты о законодательных актах или их структурных единицах, подлежащих изменению. Наличие в законопроектах, устанавливающих новое правовое регулирование, статей, содержащих внесение изменений в законодательные акты или их структурные единицы (как в данном случае, в статье 9), не допускается.
52. Внесение изменений в законодательные акты оформляется самостоятельным законодательным актом, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждый законодательный акт, оформляются самостоятельными статьями. http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/rekomend/
Таким образом, анализируемый законопроект является ущербным не только по содержанию, но и по форме.
Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2014 года.
Президент
Российской Федерации
Виноградова Л.Н.
юрист