О Форуме Толерантности в Воронеже. Впечатления очевидца

10 декабря 2014 года в Воронеже проходило крупное мероприятие – «Форум толерантности Центрального Федерального округа» с заявленным количеством участников в 500 человек. «Родительское Всероссийское Сопротивление» не могло не высказать свое мнение относительно понятия «толерантность» и всего что с ним связано. Коротко: были разработаны и распространялись листовки, проводились пикеты, причем, в непосредственной близости от мест проведения мероприятий форума (9 и 10 декабря), общественники не преминули воспользоваться возможностью донести свою позицию и на самом форуме. Считая это мероприятие потенциально опасным для молодежи, члены организации РВС фиксировали все, что происходило на форуме, для последующего анализа.

Итак, о самом форуме.

Как и следовало ожидать, при входе участников Форума Толерантности ЦФО в Воронеже встречали представители «Дома Прав Человека» (ДПЧ). Того самого «Дома Прав Человека», с участием которого случилось несколько скандалов на тему прав секс меньшинств. На своем сайте представители ДПЧ разместили следующей текст: «состоялась серия опросов молодежи о правах человека». О том, как можно использовать технологию опросов, с целью формирования мнения, я думаю, рассказывать не нужно.

«А так же для ста участников форума прошла презентация межрегионального комикс-проекта "Respect", одного из со-организаторов «Недели просветительских действий», которая вызвала интерес у участников форума, педагогов и других специалистов по работе с молодежью.» размещено на сайте ДПЧ (http://hrdom.hrworld.ru/news/12/2014/nuzhny-li-voronezhcam-prava-cheloveka). Следует отметить, что проект, презентация которого состоялась, требует отдельного разбора. Скажу только, что его главной задачей является продвижение толерантных технологий в молодежной среде. К слову о библиотечной теме, участники проекта активно окучивают библиотеки, продвигая свои «Методы работы с рисованными историями, в целях приобщения молодежи к чтению» (Приобщение к чтению через комиксы???)

Но вернемся к форуму. Были вступительные речи, имевшие целью более позитивное принятие всего происходящего, в том числе и качественного усвоения самого понятия иностранного происхождения – толерантность. На сцене выступали танцевальные коллективы, на огромном экране на заднике сцены демонстрировался фильм о Воронеже. Все выглядело грандиозно и дорого, даже такие нюансы, как папки участников. Кстати, в форуме действительно приняло участие человек 500 как и было заявлено. Основное количество участников составили студенты, небольшую часть - педагоги.

Сразу бросилась в глаза эмблема форума, обращало на себя внимание смешение слов. Возникает чувство тревоги, когда такие, по настоящему добрые и прекрасные слова, как «понимание, доверие, уважение» находятся рядом с чуждым нам понятием «толерантность», особенно на эмблеме. Ведь видя это противоречие, человек способен впасть в когнитивный диссонанс. А в этом состоянии, как утверждают психологи, человек становится восприимчив к внушениям. В результате подобного воздействия хорошие слова становятся «немножко испачканными», зато плохое слово обеляется. Возможно, создатели эмблемы и названия форума этого не осознавали, но именно благодаря эмблеме и названию эта цель и была достигнута.

Одновременно с форумом проводились фотовыставка, выставка проектов, открытая презентация реализуемых проектов и форм организации работы с молодежью. Работа шла на 4-х площадках, «в формате интерактивных ток-шоу для обсуждения актуальных вопросов понятия толерантности», как сказано на сайте Дома Молодежи. Всего было 4 секции: межнациональная толерантность, этническая толерантность, толерантность по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья и к представителям субкультур.

Организаторы по телефону уверяли, что рады любым мнениям, форум как раз для обмена мнениями и был организован. По факту, очень долго пришлось ждать возможности высказаться, на само выступление было выделено не больше минуты, не дали возможности ответить оппонентам и последнее слово организаторы секции оставили за собой. Так же никто не отреагировал на поведение одного из спикеров, когда тот попросту вырвал у выступающего из рук листы с цитатами из Декларации ЮНЕСКО.

Некоторые педагоги высказывали мнения о своем отрицательном отношении к понятию толерантности. А так же высказывали мнения о важности обозначения границ, до которых стоит терпеть. «Представьте, что у Вас большая четырехкомнатная квартира, и к Вам приехали гости и не уезжают», говорилось на секции посвященной «межнациональной толерантности».

Другой из спикеров секции «Межнациональной толерантности» совершенно верно упомянул, что против России ведется информационная война, и что третья мировая (информационная) уже началась. Он ставил вопросы: «а делать то чего, собственно?», а далее презентовал свой проект, на счастье слушателей, никак не связанный с толерантностью. Были презентации проектов связанных с понятием «дружба народов». Так же стоит отметить, что представители старшего поколения старались уйти от опасного термина, некоторые открыто говорили, что им это понятие не нравится, в то время как молодежь употребляла это словечко уже как родное. Обсуждались темы, связанные с участившимися проявлением экстремизма и фашизма, хотя само слово «фашизм» не употреблялось. Поднимались темы разрушения связей между людьми. То есть, обсуждались хорошие правильные темы, связанные с «дружбой народов» и другими хорошими и светлыми понятиями. И все бы ничего, если бы не навязывание под эти «светлые темы», опасного понятия с уже закрепившимся, очень широким смыслом, включающим в себя принятие и откровенно аморальных вещей. Термин «толерантность» в негативном ключе выступающими был употреблен трижды, один задал вопрос: «а почему мы должны терпеть?», другой сказал, что ему лично очень не нравится этот термин, а третий, что термин толерантность «очень многим не нравится». Людей запутали настолько, что даже солидные педагоги, в выступлениях, посвященных отношению к иностранцам, путали проявления расизма с проявлением «не толерантности», совершенно не осознавая, что это разные вещи. Почему нас призывают терпеть, как будто это что-то плохое, когда на самом деле нужно искать дружбы с представителями разных рас и национальностей? И В СССР эта проблема замечательно решалась, так почему бы не обратиться в решении вопроса к опыту нашей же собственной страны?

С позволения читателя, предлагаю отвлечься от темы форума и разобрать понятие толерантности в отношении того, что организаторы форума называют «межнациональная толерантность». Учтем, при этом, что мозг человека не воспринимает иностранного слова, пока не переведет его на родной язык. А какой самый распространенный перевод этого слова существует? Как отмечали слушатели секции – это слово «терпимость», от слова «терпеть». Но когда мы говорим, что мы должны кого-то или что-то «терпеть», представителя другой расы, национальности, то параллельно с этим мы и придаем отрицательную оценку объекту, по отношению к которому понятие терпимости употребляется. Закладываем в мозг, что иностранец нам заранее не нравится (плюс, к этому, учитывая общепринятую трактовку толерантности, приравниваем его к сексуальным меньшинствам). Терпеть нужно только то, что нам не нравится, правильно? А почему представитель другой народности, должен нам обязательно не нравиться? Вот, например, в историческом опыте нашей страны был период, когда культивировалось понятие равенства, братства, дружбы народов, почему бы не взять это? С представителем другой национальности можно и нужно дружить, а не терпеть его, верно? И, естественно, до определенного предела, который, понятие «толерантность» не предусматривает. Если представитель другой народности пошел на тебя с оружием, то какая уж тут дружба? Итак, когда нам говорят, что мы должны проявить толерантность (терпимость) к какому-то «объекту», то это сразу придает отрицательную окраску и самому «объекту» . Почему нужно именно «терпеть» людей другой национальности, расы, людей с ограниченными способностями? Людям с ограниченными способностями - нужно помогать, заботиться о них, с иностранцами - нужно дружить, если они не воюют против твоей страны. Зачем эта подмена понятий? И зачем на одну линейку ставить иностранцев, людей другой расы, инвалидов и, простите, геев и педофилов (на Западе идет широкое лоббирование на тему и их причисления к секс-меньшинствам)?

Представитель общественной организации (РВС) задал аудитории вопрос, все ли понимают, что понятие «межнациональной толерантности» и понятие «дружбы народов» это разные понятия? Никто не поднял руки. Далее представитель общественности зачитал определение толерантности, записанное в Декларации о толерантности ЮНЕСКО, 1995 года: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности". Только два человека в зале были знакомы с этим определением (один из которых оказался организатором). Выступающий предложил обратить внимание, на слово «ВСЕГО» (всего многообразия культур, форм самовыражения, проявления человеческой индивидуальности) в определении, и задал вопрос: что произойдет, если полностью и неотступно использовать данный термин? Где должны быть границы терпимости? Что если кто-то хочет самовыразиться через фашизм и в этом его индивидуальность? А если подросток хочет самовыразиться, нецензурно выражаясь в общественном транспорте? На вопрос, а «что же делать?», заданный одним из спикеров, представитель общественности предложил убрать понятие толерантности из лексикона, а в контексте секции «межнациональной толерантности» употреблять понятное всем словосочетание «дружба народов». Так же при выступлении было отмечено, что даже на этой секции не раз звучало и от иных выступающих, что понятие толерантности им не нравится. Выступающим было предложено высказывать свое мнение более активно, так как гражданское общество, народ, имеет право на свою позицию и на ее высказывание. Были приведены цитаты из высказываний министра культуры РФ Мединского (называвшего толерантность «мертвым, абстрактным принципом») и Президента РФ Владимира Путина (назвавшего толерантность «бесполой и бесплодной»), оба они высказывают отрицательное отношение к т.н. «толерантности». Один человек из зала сказал, что президент тоже имеет правово высказывать свое мнение, и мы не обязаны руководствоваться его мнением.

Далее выступила организатор работы секции, которая, к сожалению, не представилась и сказала буквально следующее: «я работаю на этом форуме с 8 числа, вот молодежь тут скажет, первое с чего мы начали мы определили для себя понятие толерантности, а вот потом уже начали работать. И четко было сказано, что вот на этом форуме, к сожалению, всех форм толерантности охватить невозможно, потому что толерантность можно какую угодно брать. Поэтому мы взяли просто 4 секции. Именно для себя организаторы форума и сотрудники, которые работают с 8 числа работы секций, определили, что толерантность это именно то, что вы и сказали: понимание, уважение, терпимость ко всему многообразию, что существует» К сожалению, ответить на заявление одного и организаторов представителю общественности не дали. Но хотелось бы сказать, что если кто-то что-то кулуарно определил для себя, это мало на что влияет, так как весь мир понимает это понятие именно так, как записано в Декларации ЮНЕСКО, то есть очень широко, включая терпимость и к сексуальным меньшинствам. В официальной вступительной части к форуму не было сказано, что организаторы форума понимают под толерантностью исключительно только 4 секции. Но даже если организаторы договорились между собой понимать именно так, то и это ничего не меняет. Так как:

1) Весь мир понимает это понятие так, как записано в декларации;

2) Вы сегодня сказали молодежи понимать узко и всячески наделили слово толерантность позитивными смыслами, обеспечив вхождение этого термина в их лексикон и сознание. А завтра «Дом Прав Человека», который, тоже присутствовал на форуме, наделит это понятие тем смыслом, который и зафиксирован в Декларации, то есть очень широким, включая и уважение, понимание и принятие расселяющих вещей, типа ЛГБТ! И представители «Дома Прав Человека» только скажут Вам спасибо, за «подготовку почвы» в сознании молодежи для восприятия того, что будут внушать, трактуя этот термин «как положено», с секс меньшинствами и т.д.

Болью в сердце отразились слова представителей педагогического сообщества, воспользовавшихся секцией, чтобы высказать наболевшее. В частности о том, как мало они могут себе позволить, даже куда-то поехать (низкая заработная плата) и о других проблемах в системе образования. Слышна была и вполне справедливая критика в адрес ректора ВГУ. Например, выяснилось, что 4 семьи забрали детей из ВУЗа, ознакомившись с мыслями ректора посредством его блога. Взгляды ректора одного из крупнейших ВУЗов Воронежа, которые он считает нужным поведать всему миру, а так же стиль его общения с этим миром, требуют отдельного разговора.

Позже, меня, как корреспондента, пригласили на съемку одиночного пикета, который проходил рядом с местом проведения форума и в то же время, что и форум. Пикетчик выражал протест против бездумной траты бюджетных средств на продвижение вредных понятий в массы, в том числе и против проведения подобных форумов. Мне удалось выяснить, что пикет длится уже около 40 минут (благодаря бойкости места, пикетчику удалось раздать множество листовок, люди живо интересовались затронутой темой) и в этот момент к нему проявили внимание главные организаторы форума.

Сначала подошла охрана, со словами «это частная собственность, никто не имеет права здесь стоять». Потом подошел человек, который, в конце представился как начальник службы охраны Сити Парка Град. Пугали полицией, но закон не был нарушен, потому заявления и не произвели впечатления. Вместе с полицией, которая почему-то не сильно интересовалась пикетчиками, пришли и организаторы форума. Вид у них был взволнованный и даже немного испуганный. Они были похожи на людей «вынужденных руководствоваться обстоятельствами». Почему-то они выскочили на холодную улицу в легкой одежде. Чисто по-человечески было неприятно смотреть, как они мерзнут, но пообщаться с пикетчиком и корреспондентом им, видимо, было важнее, чем получить простуду. Организаторы форума лично сняли плакат пикетчика. В процессе общения выяснилось, что один из них совсем не знает значения термина «толерантность», знает только, что это медицинский термин. Но о том, что при полной толерантности организм умирает, казалось, услышал впервые. Так же он поинтересовался, знает ли корреспондент, что понятие «толерантность» записано в конституции? Он, правда, не уточнил, конституцию какой страны имеет в виду…

Второй из организаторов (директор «Дома Молодежи») была более компетентна, и, видимо, знакома с двойным дном этого понятия. Она, сказала, что, проводя форум, организаторы попытались сузить это понятие до четырех составляющих (совпадающих с названием секций). Однако в предваряющем работу секций мероприятии ничего подобного не говорилось. Да и возможно ли так просто решить проблему с этим термином? Ведь его неспроста делали столь широко трактуемым, у этого были свои задачи. Как возможно сузить это понятие, если за ним уже закреплен определенный смысл, и закреплен не где-нибудь, а в Декларации о толерантности ЮНЕСКО, 1995 года? Руководитель Дома Молодежи заявила о готовности к продолжению обсуждения термина толерантность.

По определению из Декларации выходит что, если ты не принял «форму самовыражения» и «проявление индивидуальности» (какой именно индивидуальности?), то ты не толерантный, а не толерантным быть очень нехорошо! Возможно, читателю это покажется смешным, но на Западе за «нетолерантность» уже можно и попасть в тюрьму. К вопросу об одной из секций, посвященной «толерантности по отношению к представителям субкультур». Есть, например, такая субкультура, представители которой увлечены сатанинскими ритуалами или, где «фанатеют» от вампиров и пьют кровь. К таким субкультурам тоже важно быть толерантным? А что плохого с точки зрения толерантного человека в сатанизме? Люди же просто хотят самовыражаться?

Но возможны и куда более обыденные примеры. Зачастую, подростки пытаются самовыражаться, ругаясь в общественном транспорте нецензурной бранью. И лишь нетолерантные люди, мешающие «естественному самовыражению» ребёнка, могут ему сделать замечание. У него же трудный подростковый возраст – имеет право!

Случается (по счастью намного реже, чем ругательства подростков в общественных местах), кто-то любит рисовать свастику и другие символы фашизма, причем везде! Просто нравится человеку рисовать свастику! Разве он не может подобным образом самовыражаться? Читатель, вы улавливаете опасность настолько размытых понятий, фактически, отменяющих понятие нравственности?

Вот один из организаторов форума пытается «сузить понятие». Но один из участников, презентующих на форуме свой толерантно-технологичный проект («Дом Прав Человека»), понимает термин в духе Декларации ЮНЕСКО, то есть очень широко и выражает свое понимание в проектах, один из которых презентует. Окормление представителей секс меньшинств Воронежским «Домом Прав человека» ни для кого не секрет. Так зачем же было приглашать столь неоднозначного участника? Позволять ему манипулировать сознанием через опросы, презентовать свои проекты, если вы, организаторы, якобы, узко понятие «толерантность» понимаете? Не кажется ли тебе, дорогой читатель, что здесь кроется лукавство?

И почему в группе сообщества «Форума Толерантности» в соцсети на всеобщем обозрении администратор, по совместительству контактное лицо форума, размещает видеоролик о толерантности, в котором это понятие трактуется в соответствии с «канонами» ЮНЕСКО, включая и терпимость к ЛГБТ. «Мне все равно, кто ты, белый, черный, натурал, бисексуал, гей, лесбиянка …» говорится в ролике.

И зачем тогда, если планировалось трактовать «толерантность» исключительно узко, от имени группы Форума Толерантности продекларировано следующее: «На наш взгляд сексуальная ориентация не является субкультурой. Но если вам важно, чтобы эта тема была затронута, обязательно приходите на форум». То есть это все же планировалось обсуждать в секции толерантности по отношению к представителям субкультур?

К чему все эти игры в возможность узкой трактовки термина?

На фоне заявления директора форума Андрея Животягина о том, что ему тоже не нравится термин толерантность, на фоне настояния экспертов и общественников о вредности данного термина для умов молодежи, встаёт один вопрос: так зачем же термин «толерантность» столь яростно внедряется? Нужно осваивать бюджет, а дается он только на «толерантные технологии»?

По окончании всех мероприятий стало понятно одно: молодежь, часть педагогического сообщества, а возможно и все общество, не до конца осведомлены о значении термина «толерантность» и опасности, которую он в себе таит. Видимо, информирование людей об этом «троянском коне современности» ляжет на плечи активистов-общественников.


Любовь Незнамова, РВС.