Опытный образец роботизированного медицинского комплекса для онкологии (онкоробота). ЦНИИ РТК. Санкт-Петербург. 24.01.2018 г.
Новая модель искусственного интеллекта (ИИ), работающая в сфере диагностики заболеваний, позволяет определить сложные случаи, по которым требуется консультация живого специалиста, заявили разработчики из Лаборатории компьютерных наук и искусственного интеллекта (CSAIL) Массачусетского технологического института (MIT), 3 августа сообщает новостной портал «Хайтек».
Разработанная система диагностики заболеваний может диагностировать у пациента рак легких, груди, мозга, кожи и шейки матки. Несмотря на значительные успехи в диагностировании, разработчики столкнулись с проблемой, что в ряде случаев их система выдает значительно менее точные результаты, чем живой специалист.
Для решения этой проблемы они добавили в систему дополнительный модуль, основанный на машинном обучении, который может определить, способна система самостоятельно справиться с диагностикой конкретного случая или нужно обратиться к специалисту. Причем, принимая решение о перенаправлении рассматриваемого случая специалисту, она выбирает человека, который наиболее компетентен в этом вопросе. Выбор специалиста осуществляется не только с учетом уровня компетенции, но и его загруженности другими задачами.
Команда разработчиков признается, что разработанные модели пока не получается целиком внедрить в условиях реальной больницы. Частично эта проблема связана с недоверием врачей. С помощью добавления дополнительного звена принятия решений они пытались сделать модель более безопасной и тем самым снизить степень недоверия к ней. Также они предлагают протестировать разработанную систему в сотрудничестве с несколькими группами рентгенологов, которые специализируются на разных группах пациентов и имеют большой опыт работы.
Комментарий редакции
Многие социологи рассматривают социальные последствия внедрения систем искусственного интеллекта в повседневную жизнь. В частности, для понимания роли ИИ в жизни человека стоит задаться вопросом: кто принимает окончательное решение?
ИИ, встроенные в GPS-навигаторы для прокладывания дороги, только предлагают на выбор несколько маршрутов, но куда ехать — решает человек. Это самое безопасное использование ИИ. Хотя и в таком случае есть проблема, связанная с тем, способен ли человек проверить расчеты компьютера или он может принимать их только на веру.
Второй этап развития ИИ, с социальной точки зрения, подразумевает делегирование права на принятие решения. Игровой ИИ может не только просчитать ходы, но и решить, какой из вариантов стратегии он будет использовать. Когда от правильности принятия решения зависят человеческие жизни — это всегда будет вызывать подозрения. На этом этапе человек становится в прямой зависимости от ИИ, так как именно ИИ решает, что для человека лучше. Второй этап подразумевает принятие решений, которые могут быть сопряжены с существенными рисками для жизни, но направлены принципиально на благо человека.
Рассматриваемая в новости технология находится именно на этом этапе. Поэтому врачи, осознавая потенциальную опасность, сопротивляются внедрению такой технологии в эксплуатацию. Плюс, существует немаловажный вопрос юридической ответственности за принятое решение.
В отличие от второго этапа, на третьем этапе будут приниматься решения, кому жить, а кому умереть. В качестве примера таких систем можно привести военные дроны, используемые для выявления и ликвидации, например, террористов. Другим подобным примером может быть робот-судья, принимающий решения о степени уголовной ответственности обвиняемого.
На сегодняшнем этапе вопрос о степени доверия системам ИИ стоит перед человечеством очень остро. Чтобы не допустить фатальных ошибок, нужно уже сейчас задуматься над созданием международных механизмов контроля за разработкой систем ИИ.