Генрих Семирадский. Сократ застаёт своего ученика Алкивиада у гетеры. 1875
С «легкой руки» борьбы с коронавирусом, дистанционная форма обучения начала активно применяться в вузах России. На «удаленку» переводятся как отдельные группы, так факультеты и даже все учебные заведения целиком. Не стала исключением и Ростовская область.
Так, с 18 октября на «дистант» перевели крупное подразделение Южного федерального университета (ЮФУ) — институт математики, механики и компьютерных наук им. И. И. Воровича. А на следующий день, 19 октября, на «удаленку» отправились студенты еще одного подразделения ЮФУ — физического факультета.
Примеру ЮФУ последовали и другие вузы региона. С 25 октября дистанционный режим обучения ввели в Ростовском государственном университет путей сообщения (РГУПСе) и в тот же день — в Донском государственном техническом университете (ДГТУ), являющимся опорным вузом Ростовской области. Утверждается, что «дистант» — это временная мера. Однако не вполне ясно, вернутся ли вузы к очному режиму через пару недель или «удаленку» продлят на более долгий срок.
В администрациях вузов, повторяя слова Роспотребнадзора и Минобрнауки, объясняют перевод на «удаленку» необходимостью борьбы с распространением коронавирусной инфекции. При этом никто не может внятно сказать: почему вуз считается более опасным местом, чем другие места, где молодежь общается между собой и людьми других возрастов? Ведь вузы следят за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм.
Между тем качество обучения при удаленном формате страдает. А с учетом того, что история с периодическими переводом на «дистант» в вузах длится уже более полутора лет, возникает вопрос: возможно ли вообще в этой ситуации полноценное высшее образование? Не происходит ли его полное разрушение под предлогом борьбы с ковидом? И что думают об этом сами студенты?
Корреспонденты ИА Красная Весна узнали у студентов Ростовской области (Ростова-на-Дону, Новочеркасска и Таганрога), как они относятся к дистанционному образовательному формату, считают ли они его полноценной заменой очному образованию и с какими проблемами они столкнулись на «удаленке».
Вопрос: В вузах снова вводят дистанционный формат обучения. Как вы к этому относитесь?
Мнения студентов разделились. Часть студентов высказывались в поддержку «удаленки». Свою позицию они обосновывали тем, что «на дистанте можно отдохнуть», остается больше времени на другие дела, не надо тратить время на дорогу до университета.
Некоторые говорили, что «удаленка» им не особо по душе, однако это, по их мнению, может помочь предотвратить распространение инфекции. «Дистант» они готовы принять только как временную краткосрочную меру.
«Я отношусь к этому, в принципе, с пониманием, потому что ковид. Но очная форма обучения намного лучше, потому что больше знаний усваиваешь», — сказал один из студентов.
Еще часть опрошенных четко выразила свое недовольство «удаленкой». Студенты говорили, что при таком формате страдает качество получаемых в вузе знаний, отсутствует живое общение с преподавателями, становятся невозможными лабораторные занятия, исчезает полноценная студенческая жизнь.
«Я отношусь к этому полностью негативно. Потому что я хочу учиться очно», — заявил студент из Новочеркасска.
«Контакт напрямую с преподавателем дает больше возможности понять тему. А когда ты разговариваешь с экраном — это неудобно, и большинство просто „забивает“ на это — включил и ушел», — поделилась своим мнением студентка из Ростова-на-Дону.
«Не такое обучение, как очное. Многое теряется, нет практик. Идет недостача материала», — согласился с ней студент того же вуза.
Вопрос: Считаете ли вы «дистанционку» полноценной заменой очному образованию?
При ответе на этот вопрос практически все, за редким исключением, оказались единодушны: «удаленка» очного образования не заменит! При этом такое мнение высказывали даже те, кто при ответе на предыдущий вопрос поддержали дистанционный формат.
«На „удаленке“ сложнее получить какие-то знания, потому что проще подойти индивидуально к преподавателю, чтобы он тебе что-то объяснил», — отметил студент из Таганрога.
Опрашиваемые отмечали, что на «дистанте» не только не получается освоить знания в полном объеме, но и разрываются социальные связи — как при осуществлении учебного процесса, там и во внеучебное время.
«Я считаю, человек всё равно должен социализироваться и общаться со своими сверстниками. Поэтому полностью дистанционное обучение может плохо на нас влиять. Люди могут становиться более интровертными и не реагировать на общество», — подчеркнула студентка из Ростова-на-Дону.
Вопрос: С какими проблемами вы столкнулись при дистанционном формате обучения?
Оказалось, что практически все студенты испытали «прелести дистанта» на собственной шкуре. При этом даже у первокурсников есть опыт «удаленки» — они приобрели его в школе. Поэтому все охотно говорили о проблемах, с которыми столкнулись.
В их числе — худшее усвоение материала при отсутствии живого контакта с преподавателями, недостаточно хорошее техническое обеспечение, проседание дисциплины и самодисциплины, отсутствие студенческих мероприятий.
«Во время дистанционного обучения сложно в саму учебу вникнуть, потому что всё время дома сидишь и часто ленишься пары посещать», — признался студент из Таганрога.
«А еще я хотела сказать: не будет никаких мероприятий очных. „Студвесна“, „Голос ДГТУ" — всё отменяется, когда „дистанционка“. Поэтому это тоже минус огромный», — пожаловалась студентка из Ростова-на-Дону.
«Появляется какой-либо вопрос, который я могу задать преподавателю вживую, а на дистанционном обучении не всегда получается это сделать. При дистанционном обучении тяжелее разбирать материал самому. Зачем нужна такая профессия как преподаватель, если мы общаемся с машиной, с текстовым редактором и так далее?» — высказался студент из Новочеркасска.
«Реально нехватка общения, коммуникации. Мы ходим в вуз, нам тут и весело, и мы что-то получаем. А на „дистанционке“ сразу все делают всё „на отвали“, и преподаватели тоже. Вот в школе мы учились на „дистанте“ и нам говорили: „Давайте мы вам задание скинем — и вы сами, вы сами, вы сами“. Это трудно. В институте трудно самим учиться без преподавателей, без их помощи», — поделилась мнением первокурсница из Ростова-на-Дону.
В целом студенты высказали много проблемных точек «дистанта». И хотя некоторым нравится этот формат из-за возможности свободнее распоряжаться своим временем, большинство студентов понимает — полноценного образования по «удаленке» не получишь.