Куда бредет наука? "Блуждающий взгляд" против традиционного обучения.


Ученые из университета штата Огайо провели эксперимент, показавший разницу в процессе обучения детей и взрослых. Об этом 15 октября сообщает ScienceDirect.

Исследование проводилось с помощью технологии отслеживания взгляда взрослых и детей. В результате оказалось, что блуждающий взгляд, то есть внимание ко всему подряд, помогает детям познавать мир и не упускать деталей, которые могут не замечать взрослые. "Взрослые предпочитали избирательное внимание, потому что знали, что оно будет эффективнее. Поэтому если решение проблемы кажется вам слишком очевидным, то расширьте внимание и мыслите, как ребенок", — объясняет автор исследования, профессор психологии Университета штата Огайо Владимир Слуцкий.

При этом исследователи обращают внимание также и на то, что незрелый когнитивный контроль у детей, позволяющий им улавливать больше деталей визуального ряда, хоть и защищает детей от пропусков этих деталей, нивелируется низкой эффективностью и медленным обучением.

Комментарий РВС

Эксперимент показал лишь то, что давно доказала жизнь - развитие человека происходит в процессе познания окружающей реальности и происходит от простого к сложному. Нервные импульсы в процессе взросления и развития человека создают все более сложные и длинные нейронные цепи, по которым в мозг поступает информация и им обрабатывается. Развиваясь, мозг с помощью сенсоров (органов чувств) человека выхватывает ту информацию из окружающего мира, которую считает наиболее значимой, пропуская информационные шумы или второстепенные данные. Что позволяет человеку с минимальными затратами энергии находить решения сложных и разноплановых проблем и задач.

Настоящий бич современности - проблема нарушенного внимания, которая обусловлена плохо развитыми функциями мозга. Например, когда вместо нормального очного обучения ребенка учат с помощью гаджетов, то его мозг не задействует все необходимые для обучения сенсоры, внимание его скользит и материал оказывается не усвоенным или его усваивание требует большего напряжения сил. Что, кстати, также показал эксперимент.

С этой же проблемой рука об руку идет проблема "многозадачности", когда в поле зрения человека попадает информация, которая постоянно отвлекает его от выполнения поставленной задачи. И тут если человек не научился отсекать информационные шумы, то никакого качественного решения сложных задач быть не может. Но ведь именно такую способность не упускать все детали исследователи почему-то записали в плюсы процесса обучения. А в результате такого подхода к обучению мы получим армию клерков, которые будут способны выполнять лишь самые простые поручения.