Теодор Жерико. Воин со щитом и мечом (фрагмент). 1817
С какими знаниями, ценностями, мотивацией воспитываются новые поколения российских граждан? Российское духовное производство по-прежнему создает потребителя? Такие вопросы предложил аудитории философ, политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 23 ноября на пленарном заседании «Условия развития человеческого потенциала» в ходе XVII конгресса «Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения».
В современной России оказалась прервана эстафета передачи производственной и научной культуры, навыков, мотивации к работе, которые существовали в Советском Союзе, считает политолог.
Кургинян напомнил о важном понятии — «духовном производстве», которое ввел философ Карл Маркс, описывая производительные силы. Производительные силы связаны с общественными отношениями и способом производства, и состоят из трех частей — люди, средства производства и способ производства.
«У Маркса есть такой термин — „духовное производство“. Никто не хочет его вспоминать, а там говорилось о том, что самая главная производительная часть силы — человек, а производит его духовное производство. Так у меня возникает вопрос: наше современное духовное производство какого человека производит?» — обратился аналитик.
Не так давно высшие должностные лица в России говорили о необходимости воспитания квалифицированных потребителей, отметил политолог. По его словам, важно понять, продолжит ли Россия и дальше заниматься духовным производством потребителей, отменен ли приоритет такого производства на деле или только на словах.
«Кого мы производим? И с помощью чего?» — спросил эксперт. Он добавил, что российские реформаторы-технократы намеревались построить благополучную, буржуазную страну, сделав ставку на потребителя и обывателя. Подобный технократизм предусматривал полный отказ от любой идеологии, кроме денег.
«Значит у нас прекрасный технократический аппарат, куда повернем, туда и поедет. Завтра скажем Чубайсу — будет бороться с американским империализмом, сегодня говорим ему — будет делать что-то другое и так далее. Ну и что получилось? Что такое опыт Сколково? Что такое опыт Роснано?» — указал аналитик.
По мнению Кургиняна, очень важно понять сейчас, какого человека и с какой мотивацией необходимо духовно производить в России. Будет ли это по-прежнему потребительская мотивация в стиле — рыба ищет где глубже, а человек, где лучше. В прежней модели страны героем был представитель золотой молодежи, получивший образование на Западе. Однако сейчас и на многие ближайшие десятилетия привилегированными людьми должны стать солдаты и офицеры, которые воюют и умирают, чтобы защитить Родину.
Напомним, после объявления о частичной мобилизации воспитанные по лекалам «квалифицированного потребителя» десятки тысяч молодых мужчин — граждан России не пришли добровольцами на призывные пункты, предпочли уехать в безвизовые страны, чтобы «переждать» этот период.
ИА Красная Весна