У Александра Сергеевича есть небольшое, но необычайно ёмкое стихотворение, через призму которого видна как под увеличительным стеклом вся псевдопатриотическая работа, которую ведут наши чиновники.
Два чувства дивно бли́зки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога Самого́,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без божества.
Сразу оговоримся, что Пушкин не публиковал этого стихотворения при жизни и уже после его смерти оно было найдено в черновиках, реконструировано и поэтому существует в нескольких вариантах. Однако именно приведенный нами вариант уже давно вошел в нашу культуру, стал частью нашего «культурного кода», на него ссылались многие другие поэты и писатели, в том числе писавшие о Пушкине.
Так вот, если посмотреть на ту работу, которую сейчас проводят чиновники с молодежью, в ней красной нитью проходит очень специфический патриотизм, который обобщенно называют «ландшафтным». Говорится о том, как велика наша страна, какие красивые и разнообразные в ней пейзажи, как замечательно можно по ней путешествовать.
Люди в этом повествовании вторичны, обычно им отводится роль статистов при пейзаже. В видеороликах это обычно люди в национальных костюмах, поющие и пляшущие на фоне типичного для этих мест пейзажа или памятника.
Но во-первых, мало ли где есть еще красивые места? Вон, в Новой Зеландии красоты такие, что туда голливудские кинематографисты паломничества устраивают. Что же до людей, то в известной русской поговорке по одёжке только встречают, а главное в человеке — его внутреннее содержание.
Именно об этом речь в стихотворении поэта, который напряженно искал опору для своего «самостояния» и нашел в истории своего рода, в своих предках. Вычеркивая подлинное знание своей истории, невозможное без её осмысления, понимания, чиновники на корню уничтожают это «самостояние», а значит и патриотизм.
Именно поэтому слова помощника президента РФ и автора учебников истории Владимира Мединского о том, что в учебниках истории не должно быть оценок историческим событиям, а дети должны до всего доходить своим умом, означают фактический отказ от закладывания основ патриотического сознания.
Предыдущие тенденции по оплевыванию своей истории были еще хуже, но и новые, когда исторические факты даются без оценок, не сильно лучше. Особенно в свете СВО.
На Украине нам противостоит враг, который ведет совершенно иную воспитательную политику, давая бескомпромиссные оценки истории. Да, их оценки лживы, факты подтасованы, а цели антигуманны, но в результате мы имеем врага, имеющего этот идеологический базис.
А наших детей этого базиса лишают. К чему это приводит, мы прямо можем прочитать в знаменитых строках: душа пуста, пуст мир, в котором живет человек и нет той животворящей святыни, которая помогла бы эту душу наполнить; берёзкам и озёрам это не под силу.
Но именно это целенаправленно и последовательно делается, а поэзия Пушкина фактически убирается из старших классов (когда школьники уже могли бы глубже понять творчество великого поэта) под предлогом, что Пушкина-де проходили раньше. Выбивается одна из главных основ нашей культуры.
Ну и как вот не расценить такую работу как диверсию?