Винсент Ван Гог. На пороге вечности (фрагмент). 1890
3 октября 2018 года президент России Владимир Путин, обещавший ранее не допустить повышения пенсионного возраста, взял свое слово назад и подписал закон о пенсионной реформе. Этот день, совпавший с годовщиной «Черного октября» 1993 года, явившего России истинный облик построенного капитализма и целей «перестройки», назван был «Днем людоеда». Название указывает на сущность строя, при котором жизни людей ничего не стоят для тех, кто имеет деньги и власть.
С тех пор третьего числа каждого месяца граждане России отмечают этот день. Прошло более двух лет с момента подписания закона, идет третий год действия пенсионной реформы, затронувшей судьбы миллионы людей.
Несправедливость. И нет сил на семью. Вот это страшно
42-летняя Наталья, работающая дефектологом, относится к пенсионной реформе категорично, поскольку в реальности столкнулась с людьми, которых это коснулось, и узнала о проблемах, возникающих при выходе на пенсию. Она выделила два момента — несправедливость отношения власти к людям, которые работают на государство, и вытекающую из этого отношения зависимость людей от наличия средств существования.
Наталья отметила, что люди, добросовестно работавшие в сложный для страны период, перестройку, не могут подтвердить свой трудовой стаж, а сейчас еще и вынуждены работать дольше, чем это было бы до пенсионной реформы. У Натальи есть знакомый, который должен на год позже уйти на пенсию. Он заболел, не может работать и неизвестно, когда восстановится.
«Страна, которая не защищает своих тружеников, — тех, кто силы положил, верил, что делает нужное», — так наша собеседница охарактеризовала современную Россию.
«Я вообще считаю, что это несправедливо. Потому что вот эти люди, которые сейчас выходят на пенсию — это те труженики, которые вынесли в тяжелое время на своих плечах страну. Почему у них со здоровьем проблемы? Потому что это стрессы бесконечные в течение 30 лет. Вот они сказываются на том, что в 55–60 лет, когда люди должны были выходить на пенсию, они уже практически инвалиды. Получается, что в самый сложный период, в старости, они не обеспечены», — сказала она.
Наталья подчеркнула, что еще одной проблемой для предпенсионеров является поиск работы, и люди вынуждены терпеть плохое отношение к себе работодателя из боязни, что уволят. «После 35–45 лет работу уже не найти», — пояснила она и подчеркнула, что много мошенников, обманывающих при трудоустройстве.
По словам Натальи, ситуация усугубляется тем, что люди, которым сейчас приходится позже выходить на пенсию, не привыкли к нищете, до 40 лет они жили нормально.
«До перестройки они всё могли себе позволить. Не ездили по заграницам, но могли всё себе позволить и не были зависимы ни от кого. А сейчас они боятся быть нищими», — сказала Наталья, объясняя тяжесть положения предпенсионеров, которые вынуждены зависеть от работодателя, от страны и даже от собственных детей, поскольку брать у детей деньги это поколение не привыкло.
«И это нравственная проблема. Быть зависимым — это всегда унизительная роль, когда ты зависим от кого-то, как бы хороши детско-родительские отношения не были», — пояснила женщина.
«Они боятся, поэтому они держатся до последнего за любую работу, какой бы маленькой зарплата не была. Они боятся даже этого лишиться. И детям не помогают, внукам, потому что нет времени, нет сил. И это вот страшное. Это разрушение семьи через то, что мы все заняты, никто ни с кем не видится, никто ни с кем не общается только из-за того, что нет денег на проживание», — заключила Наталья.
«Очередная уловочка». Доверие государству уменьшилось
27-летний Константин, специалист по внешней экономической деятельности, считает повышение пенсионного возраста абсолютно ненормальным. Константин подчеркнул, что его родители обеспокоены этой темой. «Они даже говорят о том, что, возможно, что-то еще будет дальше меняться. То есть еще будет и дальше увеличиваться возраст. То есть не приходится рассчитывать на какую-то пенсию. Надо рассчитывать только на себя. К сожалению. Я тоже придерживаюсь такого мнения. Рассчитывать, что государство на старости чем-то поможет, — это очень сомнительно. Надо делать свои собственные накопления и в этом плане как-то работать», — пояснил Константин.
«Я считаю, что это, конечно же, не верно. Потому что у нас в принципе средний возраст жизни меньше, чем в других странах. Получается замкнутый круг. Очередная уловочка со стороны нашего правительства. Государство перекладывает ответственность со своих плеч на самого человека, его родных и близких. Считает, наверное, что дети должны помогать.»
«И то, что человек 50 лет работал на государство, платил исправно налоги и получает, извините меня, пенсию 12 тыс. руб. И еще не факт, что он, если грубо сказать, доживет до этой пенсии. Это, на мой взгляд, абсолютно ненормально» — добавил мужчина.
«Народ в принципе осознает всё это, и степень доверия государству — она уменьшается. Я не слышал ни одного взрослого человека, ни на работе, ни среди знакомых, друзей, родственников, который высказывался бы в поддержку этой идеи», — так ответил Константин на вопрос, повлияла ли пенсионная реформа на отношение населения к власти.
Рейтинги падают, потому что украли деньги
28-летний Михаил также не поддерживает повышение пенсионного возраста. «Люди, работая, зарабатывают себе на пенсию, а потом эти деньги не хотят отдавать всё дольше и дольше. Если бы у них была возможность распоряжаться этими деньгами после новых лет выхода на пенсию, то тогда ладно. Но поскольку у нас средний возраст ниже, то получается, что большинство не успеет этими деньгами воспользоваться», — сказал он.
«Я, например, не против работать хоть до смерти, я в целом не вижу себя отдыхающим даже в преклонном возрасте. Но говорили, что забирают деньги, чтобы давать другим. Обещали, что потом отдадут. А теперь — мол, „извини, мы не дадим“. Получается, что как будто у тебя украли деньги. Так-то работать — ничего плохого я не вижу», — пояснил Михаил, отметив, что при такой ситуации нужно людям делать частные накопления, а не отчислять деньги государству.
По мнению молодого человека, повышение пенсионного возраста сказалось на отношении к руководству страны. Он отметил, что видит, как падают рейтинги власти.
«Это даже затронуло тех, кто был за власть. Теперь они видят, что у них отобрали часть их заслуженных каких-то вещей».
Как отметил Михаил, часть его окружения и раньше не поддерживала власть. «Стали они еще более против», — подчеркнул молодой человек. При этом он признал, что у некоторых людей, которые «были сильно „за власть“», отношение к ней не изменилось. И привел в пример своих родителей. Отец Михаила уже на пенсии, а мама не работает.
Скользкая политическая тема
Студент Максим из небольшого городка в Ивановской области объяснил свое отрицательное отношение к повышению пенсионного возраста тем, что это скажется на бюджете семьи.
«Нужно больше ждать, чтобы получать пенсию. Дело не в том, что дольше работать. Дополнительные деньги — они всем нужны. Это главный фактор, — сказал студент. — По поводу того, что люди дольше живут — я не знаю. Как-то сомневаюсь, конечно». На вопрос, что думают его родные и знакомые о пенсионной реформе, ответил: «Я на эту тему не разговаривал особо. Стараюсь политики избегать. Это такая скользкая тема».
Старики работают вместо молодежи. И гарантий все меньше и меньше
29-летняя Валентина сообщила: «Моей маме приходится дорабатывать до пенсии. У нее такой аргумент против пенсионной реформы, что молодежи некуда иной раз идти работать, а приходится пенсионерам сидеть дорабатывать еще несколько лет. Просто места не освобождаются для молодежи». Молодая женщина также отметила, что люди в трудоспособном возрасте отчисляют деньги на выплаты пенсий, но сами не имеют гарантии, что им будут эту пенсию платить. «Не факт, что еще не повысят. Гарантий все меньше и меньше», — сказала она.
Валентина подчеркнула, что людям теперь морально тяжелее работать.
«До пенсионной реформы у людей была какая-то граница. Они знали, что нужно доработать до определенного возраста, а потом решать, пойти ли на пенсию или продолжать работать дальше.»
«А теперь это сдвинулось. У моей мамы это всего три года. А у других больше. Особенно глупо, что мужчинам повышают. Потому что, мне кажется, они в большинстве своем меньше, чем женщины живут», — пояснила она.
Человек — это не лошадь
Предпенсионеру Анатолию, относящемуся к реформе отрицательно, придется работать до 64 лет. «Хотелось бы, как всегда. 55 — для одних и 60 — для других», — сказал он. Мы спросили, а есть ли какие-то аргументы для обоснования своей позиции, или она объясняется тем, что просто не хочется работать.
«Что значит не хочется? — возмутился Анатолий. — Здоровьем всё обосновывается, всё на качестве здоровья! Одно слово — здо-ро-вье! Ведь человек — это не лошадь». Он отметил, что пенсионеры работают не потому, что у них здоровья много, а потому, что всё упирается в деньги. По словам Анатолия, он работал всю жизнь в строительстве, но сейчас физически уже на такую работу не тянет. Стал работать кладовщиком.
Старики будут не доживать до пенсии. Это неправильно.
25-летняя Юлия, молодая мама в декрете, пояснила свое отношение к пенсии на примере свой семьи. «Я считаю что старики в будущем будут не доживать до пенсии. Это неправильно, на мой взгляд. У меня бабушка успела получить пенсию. А мама — так у нее уже проблемы со здоровьем, доживет она вообще до пенсии или нет, я не знаю. Ей сейчас 47 лет, она работает помощником повара в ресторане. Говорит, что уже тяжело. А как будет в 60 лет? Видимо, мне придется ей зарабатывать, пока пенсию не получит», — сказала она.
«Я не представляю, как они будут работать»
45-летняя Ольга, категорично осудившая повышение пенсионного возраста, сказала, что ее пока пенсионная реформа не коснулась. Хотя она и хотела бы выйти на пенсию пораньше, но может работать до 60 лет. При этом Ольга считает повышение пенсионного возраста неправильным.
«Неправильное решение. Потому что не все работают сидя за столом, как я. Есть те, кто работает руками. И это достаточно тяжело. Если я еще просижу, я за столом сижу, я еще не слишком напрягаюсь. Но есть же женщины, которые работают руками. Например, маляры. Как они-то будут работать до 60 лет? Я не представляю женщину в 60 лет, которая красит потолки и дышит вот этим всем. Она просто не доживет. Мне бы тоже, конечно, хотелось бы выйти на пенсию. У меня есть подруги, которые пошли вовремя на пенсию и еще работают. Это их выбор, потому что они за столом сидят. А женщины, которые работают руками? Или мужчины? У меня брат вот. Он руками работает. Я не представляю, как он будет до 65 лет работать. Ему под 50. Ему уже тяжело куда-то лазить», — сказала она.
Работа должна приносить радость
Некоторые прохожие отвечали кратко, что относятся к повышению пенсионного возраста плохо, но подробно делиться своим мнением отказывались. Мы встретили только одну семью, которая не относится отрицательно к пенсионной реформе. Женщина предпенсионного возраста, гулявшая с грудным ребенком, должна была в мае выйти на пенсию, а выйдет на полтора года позже. «А что делать? Мы всё равно работать будем», — сказал она. Ее спутник отметил, что активная деятельность продлевает жизнь. А женщина добавила: «Если работа приносит радость, то хочется идти и работать, на самом деле. А когда тебя тяготит вот этот выход на работу, и ты ждешь по времени, когда это закончится, тогда это другой вопрос».
Большому ли числу наших граждан работа в пожилом возрасте приносит радость — вопрос интересный. Многим она в тягость задолго до пенсии по причине плохого здоровья. Кое-кто вынужден из-за потери сил менять область деятельности. Найдет ли он приносящую радость работу в условиях, когда даже люди, кому тяжело работать, вынуждены из страха и ради средств к существованию держаться за свое рабочее место?
Читайте также: День людоеда: ковыряя в зубах, власть нарвалась на «пенсионный вопрос»
Каждый раз, когда мы спрашиваем мнение жителей о пенсионной реформе, наши собеседники указывают на несправедливость ситуации, потерю доверия к руководству страны, разрушение семьи. И неважно, что народ не выходит массово на улицы, протестуя против этой несправедливости. Эта несправедливость все равно подтачивает основу связи общества и руководства страны, если эта связь еще хоть в каких-то вопросах осталась.
Вряд ли может быть прочным государство в условиях, когда его граждане считают руководство страны обманщиками, ждут от власти ухудшения положения и затаиваются, предпочитая не говорить на «скользкие темы». Мало кто готов вести честную игру, общаясь с мошенниками. Как поведут себя эти люди в условиях, если стране понадобится помощь ее населения?
Не исключено, что инициаторы пенсионной реформы, настаивавшие на повышении пенсионного возраста вопреки обоснованиям экспертов, стремились именно к разрушению государственных устоев. Оценку власти и ее действий граждане всегда будут давать с учетом этого шага. Остались ли в нашей власти люди, которым дорога Российская Федерация? Если пенсионный возраст не будет понижен до прежних показателей, то ответ на этот вопрос очевиден.