Фото: ndv.ru
Персонализированная модель образования (ПМО) должна войти в новые федеральные стандарты образования (ФГОС), заявила вице-президент Сбербанка Марина Ракова 17 февраля ТАСС.
Ракова сообщила, что действующий ФГОС был принят девять лет назад и уже требует обновления. Она особо отметила, что «за это время, особенно за прошлый год, многое поменялось».
Вице-президент уверена, что ФГОС устарел и поэтому нуждается в том, чтобы в него была введена ПМО: «Поэтому я уверена, что персонализация должна войти в новый стандарт наряду с другими актуальными требованиями к среднему общему образованию».
Работник Сбербанка отметила, что родители уже пытаются добиться персонализации образования, нанимая репетиторов: «Ценность персонализации очевидна, и большинство родителей пытается ее достичь, например нанимая репетиторов или занимаясь самостоятельно, помогая в индивидуальном порядке в освоении материала, но это дорого и занимает гораздо больше времени». По ее словам, ПМО позволит достичь этой цели непосредственно в школе.
Марина Ракова указала, что ПМО, введенная во ФГОС, повысит шансы поступления ребенка в вуз или колледж: «В конечном итоге это очень сильно влияет на эффективность обучения, а значит, и на подготовку к экзаменам, поступление в колледж или университет, успешный выбор и освоение будущей профессии, поэтому персонализация должна быть реализована в школе и гарантирована государством».
Ранее, 16 июня, на всероссийской сетевой конференции «Инициатива ФГОС 4.0: сборка смыслов» спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков заявил, что в новых ФГОС необходимо расширить «индивидуальный выбор ребенка», обеспечив ему полную свободу. Однако эту свободу должен контролировать искусственный интеллект, обеспечивая развитие ребенка только по двум или трем «потенциальным траекториям». По итогам конференции Марина Ракова предложила еще раз обсудить эту тему, потому что «многие участники конференции путаются в новой „цифровой““терминологии и некорректно понимают ее смысл».
Комментарий РВС
Разговоры об индивидуальном подходе в обучении начали активно вестись с начала 2000-х годов в ходе реформирования системы образования. Этот подход подавался как антитеза «тоталитарному» советскому образованию, якобы подавлявшему индивидуальность. Индивидуальные траектории, они же ПМО, являются продолжением этих идей.
Менеджер Сбербанка осуществляет банальную подмену, говоря, что родители давно уже осознали необходимость индивидуального обучения и потому нанимают репетиторов. На самом деле репетиторов приходится нанимать для «натаскивания» детей на успешную сдачу ЕГЭ, чтобы повысить их шансы поступления в вуз. «Индивидуальное» обучение в этом случае обусловлено деградацией школьного образования из-за его непрерывного реформирования, а не прозорливостью родителей, интуитивно нащупавших пути его развития.
Тем самым телега ставится впереди лошади, что ничуть не смущает адептов индивидуальных траекторий, озабоченных необходимостью изменения системы образования. Их не волнует, что в результате дети не получат всестороннего развития, и их судьба будет обусловлена этими «траекториями». Подобных реформаторов меньше всего заботит будущее страны.