Скульптура СССР давала силы, пока люди себя с ней соотносили — искусствовед

Феликс Дзержинский
Изображение: Архивная фотография

Памятники Владимиру Маяковскому и Феликсу Дзержинскому были призваны усилить значимость человека, рассказал 1 марта искусствовед, куратор выставок Третьяковской галереи Кирилл Светляков на портале «Культуромания».

В статье о влиянии искусства скульптуры и архитектуры на жизнь человека эксперт сказал, что эти два монумента давали особое ощущение — «я шагаю по городу, я такой большой!». И призваны были «усилить значимость человека».

«Железный Феликс предстает аскетом, стоящим в простой шинели, открытый всем ветрам», — написал искусствовед. И добавил, что «скульптура интересно соотносилась и со зданием Лубянки, и с площадью, которая уже росла вверх».

Идеей, которая была заложена в памятнике, Светляков назвал «возвращение к романтическому идеалу революции 20-х годов». «Органы безопасности как бы говорили: мы очистились. Вообще, вся история этого института — это бесконечная чистка», — считает он.

Несправедливым назвал искусствовед то, что Дзержинский стал собирательным образом репрессий: «Так получилось, что на Дзержинского навесили все смерти эпохи гражданской войны, и что еще более странно — он стал символом репрессий 1937 года, хотя умер в 1926 году. Но это несправедливо».

У советской скульптуры, по мнению эксперта, была «добавочная стоимость», т. е. она должна была «наполнять человека, придавать ему энергию». У людей, вершивших большие дела, великие стройки, «в голове сидела скульптура „Рабочий и Колхозница“», которая давала ему силы.

И добавил: «Правда, до определенного момента — пока люди себя с ними соотносили».

Про современные образы Кирилл Светляков сказал, что когда ты видишь — «измордованного штрафника», например, то всё, что остается сделать — это «прилечь и умереть».

Комментарий РВС

Современные памятники в подавляющем большинстве действительно принижают и значимость искусства, и значение самого человека, делая его жалким подобием советского Человека-победителя. Во многом это было навязано нам после перестройки, когда идею Великой Победы над фашизмом и вообще всего нашего советского прошлого стали выворачивать наизнанку, заставляя людей испытывать чувство вины.

По всей стране понаставили в огромном количестве памятников жертвам политических репрессий. Для примера, в одном Владивостоке стоит целых четыре таких памятника. Спрашивается — зачем? Зачем культивировать в людях чувство вины и депрессивные состояния? Впрочем, когда узнаёшь, кто был инициатором этой волны, то всё становится понятно. А инициатором было общество «Мемориал», которое несколько лет назад наконец-то было признано иностранным агентом.

А чего только стоит одна из последних нашумевших скульптур — Аленушка из Нововоронежа? Ее сразу же после установки убрали по требованию местных жителей, на которых она навевала ужас. В общем-то, скульптура идет в ногу со временем. Великое советское время вдохновляло людей на великие скульптуры, а нынешние — ну-тка?


Источник ИА "Красная Весна"