Искусственный интеллект и интерактивные сервисы являются альтернативой сложившейся в 17 веке классно-урочной системе, заявил ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов в интервью «Известиям». По словам ректора, на создание цифровой альтернативы существующей школе понадобится десять лет.
Кузьминов отметил, что социальное неравенство приводит к неравным возможностям получения образования: «Есть такой термин — образовательная неуспешность, или образовательная бедность. Условно говоря, в каждом классе есть 30% школьников, которые не успевают. Если у родителей есть деньги, то таким детям нанимают репетиторов. А если нет?»
По словам ректора ВШЭ, образовательная неуспешность школьников приводит впоследствии к экономической неуспешности и, как следствие, необходимости содержать неуспешных людей за счет доходов экономически успешных работников.
В сложившемся положении дел Кузьминов обвинил сложившуюся еще в 17 веке классно-урочную систему. «Дети разные — кто-то отстает, у кого-то принципиально другой тип мышления, не совпадающий с логикой предмета, а кто-то настолько быстро соображает, что на уроке ему элементарно скучно. Учитель, даже самый талантливый, работает с «ядром класса» — с теми, кто соответствует стандартным требованиям. Это половина, может быть 60%. Остальные выпадают», - сказал глава НИУ ВШЭ.
По словам Кузьминова, принципиально иным решением будет цифровизация школьного образования: «Это искусственный интеллект, цифровой помощник учителя — интерактивный сервис, который вместе с ребенком выполняет домашнее задание, добиваясь того, чтобы тот все в итоге понял и решил. Не онлайн, который все обсуждают, а дополнение учителя цифровым ассистентом — реальная перспектива образования».
Комментарий РВС
НИУ ВШЭ является одним из флагманов продвижения в России цифровизации школьного образования. Ректор Кузьминов излагает журналисту «Известий» стандартные агитки цифровизаторов о том, что школьно-урочная система устарела, что учитель не может сделать весь класс образовательно успешным, а на цифровой платформе, дескать, все станут успешными и будут учиться в собственном темпе.
Это всегда говорится уверенно, и говорящие это никогда не утруждают себя предъявлением хоть каких-то доказательств, что на цифровой платформе неуспевающие школьники становятся образовательно успешными. И, конечно, начисто игнорируется опыт других стран, который показывает, что онлайн-учеба приводит к понижению качества образования, а также негативно влияет на физическое и психологическое здоровье детей.
Прекрасно понимая, какую реакцию вызывает у учителей и родителей предложение перевести учебу в формат онлайн и превратить учителя в придаток к цифровой платформе, цифровизаторы обильно снабжают свои агитки мантрами о том, что учитель незаменим, что речь идет не о переводе учебы онлайн, а лишь о дополнении к существующей школе. Однако, посмотрите внимательнее на аргументы цифровизаторов, и убедитесь, что это совсем не так.
Во-первых, заявляется, что школьный учитель не может добиться, чтобы каждый из его учеников понял и сделал, а цифровой помощник учителя может. Т.е. цифровой учитель (искусственный интеллект) лучше живого, а если так, то зачем нужен живой? Он лишний, его нужно сделать обслугой цифрового.
Во-вторых, лекарством от неуспеваемости цифровизаторами объявляется работа учеников каждого в своем темпе. А это невозможно осуществить без отказа от классно-урочной системы. Учитель не может вести класс, где каждый занимается чем-то своим, значит, ребенка по этой логике должна учить цифровая платформа.
Общество должно ясно увидеть то, что ему стремятся навязать, и понять, что мотивы цифровизаторов образования не имеют никакого отношения к реальной заботе о детях и их будущем. Для цифровизаторов образование - это не вклад в будущее страны, а бизнес, а дети - товар. Они будут снижать издержки за счет замены учителей цифровыми сервисами, и увеличивать прибыль за счет здоровья и благополучия детей.