Коммерциализация образования
Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Только 1% граждан РФ, получивших высшее образование, не планирует продолжать дальнейшее обучение, следует из данных соцопроса, опубликованного 29 июля на интернет-портале «Россия — страна возможностей».
Согласно опросу, 99% респондентов планируют продолжать обучение после получения диплома, 89% из них уже учатся. Большинство (80%) выбрали обучающие курсы, на втором месте — продолжение обучения в магистратуре или аспирантуре, а также на курсах профессиональной переподготовки. Второе высшее образование намерены получить 13% жителей РФ.
Большинство опрошенных (58%) решили продолжить обучение для того, чтобы сменить профессию или место работы. Обучаться дистанционно желают 28% граждан, а офлайн — 16% респондентов. Больше всего желающих учиться онлайн (43%) среди тех, кто намерен поступить в магистратуру. Прежде всего это госслужащие, работники сферы образования и безработные.
В компании «Нетология», проводившей исследование, считают что опрос подтвердил, тот факт, что концепция непрерывного образования стала общепринятой. В руководстве фирмы выразили надежду, что онлайн-магистратуры и бакалавриаты с каждым годом будут становиться привлекательнее для студентов.
Ранее, 17 июля глава Счетной палаты России Алексей Кудрин заявил, что современная система образования стала более серьезной ценностью, чем нефть, добываемая в России.
Также сообщаем, в 2009 году вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов заявил, что Россия богата не только нефтью. По его словам, в экономике знаний первое место займут люди.
Комментарий РВС
Результаты опроса, показавшие, что практически все выпускники вузов вынуждены переучиваться, можно расценить либо как падение качества вузовского образования, либо как победу концепции непрерывного образования. При этом, как ни странно, одно другому не противоречит.
Современная концепция образования, которая продвигается во всем мире, предполагает непрерывное обучение всю жизнь. При этом программы школьного, профессионального и вузовского образования постепенно упрощаются и переводятся в онлайн. Одновременно происходит всё большая коммерциализация образования.
Такое образование предполагает получение не широкого базового образования, а непрерывное, шаг за шагом, освоение узких областей знаний, потребность в которых возникает у человека по мере необходимости приспосабливаться к изменениям внешних условий. Отсутствие глубокого базового образования не позволяет людям самостоятельно совершенствовать свои навыки, вынуждая их выходить, к радости коммерсантов, на «рынок образования». Кроме того, перевод процесса обучения в дистанционный формат позволяет предпринимателям от образования существенно сэкономить на преподавателях и оборудовании.