Стукачество вместо учительства. Путин предложил обучать педагогов выявлять девиантное поведение детей


Образовательные программы, обучающие преподавателей выявлению у детей девиантного поведения, поручил разработать Президент РФ Владимир Путин. Информация об этом 27 января размещена на сайте Кремля.

"Рассмотреть вопросы о включении в образовательные программы <...> для педагогических работников дисциплины (модуля), направленной на раннее выявление предпосылок девиантного поведения у детей и подростков и оказание им своевременной педагогической, психологической и медицинской помощи", - говорится в публикации.

Как следует из поручения, речь идет о переработке программ среднего профессионального и высшего образования педагогов по соответствующим направлениям. Кроме того, речь идет и о программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей.

Отметим, что вопросы пересмотра программ обучения и переподготовки преподавателей были, среди прочих, включены в перечень поручений главы государства, который Владимир Путин утвердил по итогам заседания СПЧ при президенте РФ, которое состоялось 9 декабря 2021 года.

Доклад о ходе исполнения данных поручений правительство РФ должно представить до 1 мая 2022 года.

Напомним, что девиантным поведением называют поведение, которое отклоняется от принятых и наиболее устоявшихся в обществе норм.

Комментарий РВС

Проблема девиантного поведения детей, безусловно, существует. И то, что эта проблема не решается или решается неудовлетворительно, лишь усугубляет ситуацию. Однако можно ли будет ее решить с помощью переработки образовательных программ для педагогов - большой вопрос. Дело в том, что в существующей реальности, когда воспитательная функция учителей практически сведена на нет, они уже не могут оказывать требуемую от них данным поручением "педагогическую помощь". 

Но поручение-то получено, его необходимо как-то исполнять практически. Как это будет в сложившихся условиях уже примерно понятно - учителя, вместо того, чтобы обучать детей, будут теперь выявлять из них неблагонадежных. И в этом им будут помогать и многочисленные камеры видеонаблюдения, которые уже умеют считывать эмоции, и система перекрестного стукачества, когда о неблагонадежном поведении ученика по "телефону доверия" сможет сообщить сердобольный (или просто затаивший личную обиду) доброжелатель. 

Кроме того, возникает непраздный вопрос, а что в современных реалиях вообще может считаться девиантным поведением. Если мы видим, что нормами современного общества становятся распущенность, тяга к наживе, то не станет ли в таком случае девиантным называться то, что препятствует окончательному установлению таких вот "норм". То есть требуется все же еще и определиться с теми нормами, под которые мы подгоняем свое общество. В условиях чуть не тотального навязывания среди подростков, как нормы образов, Дани Милохина и Моргеншетрна, разговор о решении проблемы девиантного поведения среди детей может оказаться лишь очередным благопожеланием.