Минобрнауки ответило на заявления о дефиците кадров или «Приоритет 2030»

И стали все под стягом,
И молвят: «Как нам быть?
Давай пошлём к варягам:
Пускай придут княжить.
Ведь немцы тороваты,
Им ведом мрак и свет,
Земля ж у нас богата,
Порядка в ней лишь нет».
А.К. Толстой. «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»

Так уж повелось издревле на Руси, что власть имущие, в меру своего понимания и своих возможностей, регулярно пытаются привести страну в соответствие с мировыми трендами. Вот и сейчас в руководстве государства крайне озабочены соответствием целей министерств и ведомств международным тенденциям.

Так, 23 декабря в Минпросвещения заявили, что создание условий для обучения в школах в соответствии с мировыми трендами является основным направлением его работы. Одним из главных условий при этом была названа цифровизация образования.

Цифровизацией, которая также является общемировым трендом, озабочены и в Минобрнауки. Запущенная ведомством в 2021 году программа стратегического академического лидерства (ПСАЛ) «Приоритет-2030» должна привести, как утверждается, к так называемой цифровой трансформации образования и появлению индивидуальных «образовательных траекторий» у студентов. В результате чего будут подготовлены кадры для «высокотехнологичной экономики», которая обеспечит развитие страны.

По всей видимости, появление ПСАЛ является ответом на заявление президента РФ Владимира Путина, сделанное им в 2019 году. Он тогда предупредил, что к концу 2030 года дефицит высококвалифицированных кадров в России составит около трех миллионов человек, а потери экономики от недополученной прибыли составят сотни миллиардов долларов. По его словам, это опять же соответствует пресловутым мировым трендам, но уже негативным.

Однако те же самые мировые тренды в виде всеобщего карантина в 2020 году привели к тому, что обучение в вузах стало массово переводиться в дистанционный формат, в связи с чем чиновники от образования дружно выразили свое удовлетворение. Действительно, до пандемии им не удавалось преодолеть сопротивление учителей и преподавателей вузов, которые не спешили пользоваться электронными технологиями и, в полном соответствии с пониманием своего долга, пытались лично, лицом к лицу, передать знания своим ученикам. Видимо, власть имущие посчитали это недопустимым.

В итоге все эти противоречивые общемировые тенденции породили в хаос в чиновничьих головах. Сначала, в 2020 году, глава Минобрнауки Валерий Фальков радостно сообщил, что внедрение в вузах элементов дистанционного обучения стало главным изменением в системе высшего образования после пандемии. Через год он признал, что после пандемии все стали ценить очное образование, и буквально через запятую заявил, что в вузах необходимо внедрять дистанционное обучение. В декабре 2021 года министру пришлось объявить, что дистанционка не отразится на кадровом резерве страны.

А что еще ему остается делать: с одной стороны ему требуется соответствовать мировым трендам, а с другой – указаниям президента, который тоже ориентируется на мировые тренды, но другие. Что бы как то сгладить всю эту сумятицу и привести к общему знаменателю Фальков объявил, что наша страна велика и обильна. «Россия богата талантами», – объяснил он, слегка перефразировав Нестора Летописца в соответствии с мировым трендом на толерантность.

Однако, как бы чиновники не крутились, но требования цифровизации всего и вся усугубляют проблему дефицита кадров, решение которой превращается в замкнутый круг: для этой самой цифровизации тоже нужны кадры, а следование ей требует дистанционки, что снижает качество образования. Можно конечно поступить так, как это делают сами цифровизаторы и объявить, что ущербные кадры являются сами по себе преимуществом. Ведь заявила же вопреки здравому смыслу ректор «Университета Национальной технологической инициативы 2035» Нина Яныкина, что большим преимуществом современной молодежи является клиповое мышление, сформированное в соцсетях, которое позволяет ей лучше ориентироваться в потоке информации.

О том, что люди с клиповым мышлением не способны к длительному сосредоточению внимания, а значит, они не смогут решать сколько-нибудь серьезные задачи, требующие длительного и глубокого сосредоточения внимания, она помалкивает. 

Кто и когда сформулировал потребность в кадрах, только и умеющих, что ловко перемещаться по интернет-пространству, большой вопрос. Но наши образовательные министерства намерены готовить именно такие кадры. 

Наговорить, оправдывая свое слепое подражание западным трендам, можно много, но решать вопросы развития страны придется своими силами. Как говорилось по схожему случаю у классика:

Чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья;
Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать, как крепкою возжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой.
А.С. Грибоедов «Горе от ума»