Изображение: Анна Новикова © ИА Красная Весна
Кино
Обеспечительные платежи при подаче заявок на предоставление субсидии на производство национального фильма отменены решением Министерства культуры России, сообщает 14 марта пресс-служба ведомства.
«По заявкам, обеспечение по которым уже внесено, возврат денежных средств будет осуществляться по письму от организации кинематографии», — уточнили в ведомстве.
Ранее организация кинематографии должна была предоставить обеспечение путем внесения денежных средств, чтобы заявка была принята. Это правило не касалось только фильмов-дебютов.
Например, для короткометражных картин в неигровом и анимационном кино необходимо было предоставить обеспечение в размере от 50 тысяч рублей. Для получения субсидий на производство полного метра в игровом кино сумма доходила до одного миллиона рублей.
«Мы приняли решение освободить компании от обеспечительного платежа, позволить использовать эти деньги на текущие нужды организаций или не брать дополнительных кредитных обязательств», — заявила директор департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры России Светлана Максимченко, указав на то, что многие организации кинематографии сегодня оказались в сложной финансовой ситуации.
«Стоимость кинопроизводства продолжает расти, при этом часть инвестиционных денег — от зарубежных коллег и российских частных инвесторов — выходит из проектов», — уточнила Максимченко, рассказывая о причинах такого решения Минкультуры.
Напомним, Минкультуры 18 февраля объявило о начале отбора организаций кинематографии на предоставление субсидий на производство национальных фильмов. Этот отбор касается игрового, неигрового и анимационного кино. Прием заявок начат 21 февраля.
Комментарий РВС
Минкультуры, похоже, считает, что поддержка деньгами молодых создателей кино - это максимум возможной помощи. Конечно, создание кино требует денег и в первую очередь государственных денег. На частные деньги в общем случае получается снимать только коммерческие картины, ориентированные на как можно более широкую аудиторию, то есть заведомо с ориентацией на Запад. Таких весьма вторичных по содержанию фильмов было в последнее время предостаточно, но прибыли они не принесли. По разным оценкам, убытки российской киноотрасли в 2021 году превысили 10 миллиардов рублей.
Но, в конце концов, выделение денег можно обеспечить довольно быстро. А вот чего быстро сделать нельзя, так это найти специалистов-кинематографистов, готовых творчески работать для развития гуманистической, патриотической тематики в российском кино. И делать это надо будет в условиях противостояния с нацистами и защищающим их Западом. В российской культуре и, в частности, в кино в течение всего постсоветского периода происходил негативный отбор, по принципу коммерческой успешности с ориентацией на западные стандарты. Отдельные единичные исключения не меняли ситуацию.
Последствия этого придется устранять много лет. И они могут быть преодолены только при условии внятного оформления желаемого образа будущего России. Пока этого еще не произошло, хотя антинацистская направленность действий России дает почву для больших надежд.