Сегрегация в образовании начинается с дистанта. Опыт Дагестана


Николай Богданов-Бельский. У дверей школы. 1897

Идея разделения школьного образования в РФ на элитное и массовое, похоже, начинает воплощаться в реальность. С одной стороны — «Царскосельский лицей». С другой — внедрение элементов онлайн-обучения в Дагестане, одном из самых бедных регионов, средний балл ЕГЭ в республике тоже один из самых низких, самая низкая в России зарплата учителей и, как следствие, большая их нехватка.

Просто «идеальный» кандидат на внедрение эрзац-образования.

Руководство республики пытается оправдать своё решение заменить учебники их онлайн-версией «Московской электронной школы» тем, что в учебных заведениях катастрофически не хватает бумажных пособий, а также тем, что в МЭШ есть комментарии к заданиям. На первый взгляд, это выглядит как благородное стремление дать бедным людям хоть какую-то возможность получить образование. Однако чиновники оправдывают свое решение тем, что зато у каждого ученика есть смартфон, планшет или компьютер.

Такое вопиющее несоответствие — отсутствие денег на учебники при поголовной обеспеченности детей высокотехнологичными гаджетами — их не смущает. Судя по отсутствию общественного негодования, не смущает это и большинство населения.

К сожалению, на шкале ценностей образование явно оказалось ниже развлечений, и тому много причин, начиная с приоритетов госполитики и заканчивая проблемами воспитания в семье. Власть явно не собирается менять эту «шкалу».

Приоритеты государства в области образования явлены нам на примере Дагестана. Проблемы воспитания детей можно было бы решить с помощью школьного учителя, но от него-то как раз и пытается избавиться бюрократия.

Разорвать этот замкнутый круг вроде бы призваны разнообразные «движения школьников» и советники по воспитанию, но в современной российской действительности, нацеленной на «успешность», все эти устремления сразу же приобретают карьеристский оттенок.

Главная беда постсоветской России в том, что под воздействием сформированной власть имущими нездоровой общественной атмосферы даже самые благие намерения в ней начинают приобретать вымороченный характер .