Соцзащита за ваши деньги

C 17 декабря по России продолжаются пикеты протеста против принятия Госдумой РФ новой версии закона о соцобслуживании. Молодые люди и девушки в эпатирующих красных куртках с надписью "Суть времени" и "СССР 2.0" рассказывают об антисоциальных ужасах социального закона и его ювенальном характере. Поскольку ювенальная тема меня, как и любого ответственного родителя, всегда настораживает, пришлось выделить несколько часов своего дефицитного времени для погружения в вопрос. И вот, что мне удалось выяснить.

Речь идет о законопроекте 249303-6 "Об основах социального обслуживания граждан". Закон прошел уже два чтения в Госдуме, тихо и незаметно, без огласки для общественности. Бдительные юристы из Р.В.С. и АРКС (ассоциация родительских комитетов и сообществ) проанализировали законопроект и подняли шум по поводу новой ювенальной инициативы законотворцев. К их опасениям присоединилась Русская Православная Церковь, структура, которую никак нельзя обвинить в излишней склонности к алармизму.

Законопроект отменяет ныне действующий закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ и на первый взгляд ничего угрожающего в себе не таит. Во всяком случае, с первого прочтения мне ничего в глаза не бросилось. А вот со второго прочтения я обратил внимание на некоторые неприятные странности...

Если излагать человеческим языком, то по новому закону государство оставляет за собой право сильно сжать при необходимости социальную поддержку граждан. Судите сами. В действующем законе социальная поддержка включает в себя перечень конкретных мер, которые оказывает нуждающимся гражданам государство, включая материальную помощь, обслуживание на дому и в стационаре, предоставление временного приюта, питания и т.п. В новом законе указано лишь то, что примерный перечень услуг (да-да, именно услуг) формируется федеральными органами, а точный перечень оставлен на усмотрение субъектов федерации. Для тех, кто знаком с российской реальностью, не стоит объяснять, что не прописанные напрямую в законе социальные обязательства, имеют свойство не выполняться под любыми предлогами. Иной раз, такое происходит и с напрямую указанными льготами, такими как обеспечение многодетных землей или бесплатной школьной формой. В новом законе прописывается возможность отказа государства от социальной поддержки граждан при помощи манипуляций с примерным перечнем социальных услуг. Не понимаю, почему из двух редакций закона нужно выбирать эту, новую, ни к чему особо не обязывающую.

Вообще, идея свести всю социальную поддержку к "услугам" мне кажется глубоко порочной. Это может сходу не бросаться в глаза, но традиция русского государства предполагает отеческое отношение к населению, как это модно было раньше говорить, патерналистское. И это наше, исконное. Когда отеческое отношение начинают заменяться услугами, то это признак глубокой нравственной деградации общества. Я уже нахожусь в ожидании того момента, когда воспитание детей начнут именовать услугой по воспитанию, которое оказывает родитель своему ребенку. Так что, по замыслу авторов законопроекта, теперь населению оказывают не поддержку, а услугу. Иногда бесплатную. Услуги будут оказывать всякие организации, которые должны в жесткой конкурентной борьбе за внимание населения снижать цены и повышать качество услуги, как мы это знаем от наших либеральных рыночных экономистов. Однако, поскольку работать эти организации будут в рамках государственного заказа, есть очень серьезное опасение, что борьба будет не за население, а за государственные деньги на оказание услуг для населения. Будет ли это влиять на качество, еще большой вопрос. А вот то, что бюджет на оплату паразитов будет постоянно раздуваться - это точно. Все мы помним признание Онищенко насчет прививок, о том, что в погоне за прибылью, производители наводнили Россию опасными, экспериментальными прививками, которые проталкивали за государственные деньги, а потом любыми средствами старались вакцинировать всех по максимуму, закрывая глаза на противопоказания и побочные эффекты. Здесь возможна похожая ситуация. 

В новом законе определен перечень условий, необходимых для признания гражданина нуждающимся в социальных услугах. Для коммерческой фирмы, кормящейся от объема госзаказа, нахождение максимального числа нуждающихся в услугах граждан - это прямой денежный интерес. Среди нуждающихся по закону есть инвалиды, люди с травмами, немощные старики, бомжи, которые будут быстро каталогизированы и охвачены "услугами". Здесь ни прибавить ни убавить - здорового человека инвалидом не выставить. Зато, среди условий есть такие, которыми можно вертеть как угодно. Это  и сложности ребенка с социальной адаптацией, и временное отсутствие возможности обеспечения ухода за ребенком, и конфликты в семье, и социально опасное положение несовершеннолетнего, и наличие насилия в семье и прочая расплывчатая фигня, под которую можно хорошо получить бюджетных денег. Если кто-то мне скажет, что коммерческие организации не ухватятся за эту возможность дополнительного заработка - я лишь гомерически расхохочусь.

Основной причиной возмущения родителей предыдущим ювенальным проектом было то, что государство пыталось обеспечить возможность контроля за любой, фактически, семьей, а также, давало чиновникам средство давления на семью. В новом проекте средство разрушения информационной безопасности семьи тоже присутствует. Это теперь называется "профилактика обстоятельств, обусловливающих потребность в социальном обслуживании". Эта профилактика реализуется, по мнению авторов законопроекта обследованием условий жизнедеятельности, соцопросами, а также целевыми программами по предотвращению возникновения этих самых обстоятельств. С одной стороны понятно, что лучше предотвратить возникновение обстоятельства, приводящее человека в состояние нуждающегося в социальной помощи, чем потом ему эту помощь оказывать. С другой стороны, мы получаем инструмент для контроля любой семьи как бы в качестве профилактики. И та же самая комиссия с осмотром жилища, холодильника, анкетами и протоколами, от которой удалось отбиться, провалив предыдущий закон, вновь оживает в новом законопроекте. И в какой список попадет по результатам экспертизы мать-одиночка или многодетная семья и чем им это аукнется, на фоне постоянно педалируемой темы выявления неблагополучия в семье, неизвестно. Полагаю, ничем хорошим. Кроме того, обследование условий жизнедеятельности, то есть контроль, прямо прописан в законопроекте, а программы по профилактике возникновения обстоятельств опять отданы на откуп субъектам федерации. То есть, контроль вводится директивно и однозначно, а вот будет ли помощь - еще неизвестно.

Следующая темная лошадка - "социальное сопровождение". Во первых, это загадочное сопровождение не является социальной услугой, о чем прямо сказано в законопроекте. И если к социальным услугам применим принцип добровольности и от них можно отказаться, то к социальному сопровождению это не имеет никакого отношения. Во вторых, под самим этим обозначением скрывается неизвестно что, формулировка говорит о "содействии в предоставлении медицинской, педагогической, психологической, социальной, юридической помощи" и что это значит, мне не понятно. Но ассоциация с недоброй памяти "социальным патронатом", который проходил под такой же формулировкой, прямая. Напомню, что в отбитом, предыдущем ювенальном законе предполагалось установление соцпатроната (с психологической, правовой, педагогической и пр. помощами) над семьей, в которой, сотрудник социальной службы предположил непорядок, не тянущий, однако на меры взыскания против родителей. То есть, планка вторжения в семью резко снижалась с судебного решения об ограничении родительских прав до произвольного мнения чиновника. Далее предполагалось, что сотрудник социальной службы составляет индивидуальный план по семье, по которому родители выступают в роли исполнителей этого плана и целиком несут всю ответственность, а этот самый орел лишь ставит задачи и оценивает кто как с ними справился, а в финале обязан подать на родителей в суд запрос о лишении родительских прав. Тогда не прошло. И вот теперь новый виток. Только сейчас это называется "социальное сопровождение" от которого также нельзя отказаться, с тем же списком помощи, тем же индивидуальным планом. А еще, данная процедура становится доступна коммерческим организациям, денежно заинтересованным в выявлении как можно большего количества "неправильных семей". У вас нет ощущения, что число случаев, требующих введения "социального сопровождения" будет постоянно расти? У меня - есть.

В целом, после вдумчивого изучения законопроекта, стало понятно, чем обеспокоены родители. Когда нам предлагают поменять худо-бедно работающий закон на какую-то монструозную выдумку, в рамках которой коммерческим структурам становится выгодно разрушать семьи, да и инструмент вторжения в семью прилагается, ожидать пассивного согласия граждан не приходится. Семья является нашей последней крепостью, малой Церковью, разрушение которой допускать никак нельзя. Это тест на выживание. Если общество не способно защитить своих детей и свои семьи от разрушения, оно не жизнеспособно. Но мы живем в стране с мощной, многовековой православной культурой. Чувство ответственности, чувство локтя в нас живо и сильно. И на каждую атаку ювеналов мы будем отвечать контратакой. Всегда. Поэтому продолжаются пикеты, поэтому в Думу пишутся обращения, поэтому я призываю вас, дорогие друзья, будьте бдительны и активны, за вами - ваши семьи.

Р.В.С. на страже!

Источник

 

Категория: