Нулевое чтение законопроекта, дополняющего возможности государственной поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), прошло 6 октября в Общественной палате РФ, о чём сообщается на сайте ОП РФ. Законопроект относится к сфере деятельности НКО, приносящих доход. Он дополняет существующие меры поддержки НКО государственными гарантиями для СО НКО, а также позволяет предоставлять субсидии тем юридическим лицам, которые осуществляют их финансовую поддержку. Эксперты отметили, что законопроект уравнивает СО НКО с предприятиями среднего и малого бизнеса на рынке социальных услуг, создавая здоровую среду конкуренции.
Напомним, что деятельность НКО не направлена на извлечение прибыли, однако для получения средств на осуществление их уставной деятельности они могут вести предпринимательскую деятельность. Законопроект «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» разработан Минэкономразвития в исполнение майского Указа Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Проект закона размещен 4 апреля 2016 года на Федеральном портале проектов нормативных актов. Во время общественной экспертизы законопроекта в Кабардино-Балкарии эксперты указывали, что законопроект содержит коррупциогенные факторы, так как прописывает опосредованное кредитование, не оговаривая, каким юрлицам и на каких условиях можно предоставлять субсидии. Не оговорено также, кому будут поступать проценты при выплате кредита, не указаны условия предоставления поручительств и гарантий. Кроме того, опосредованное кредитование может привести к увеличению процентов по кредитам, и для возврата кредита и уплаты процентов по ним НКО вынуждены будут заниматься предпринимательской деятельностью в ущерб выполнению своих основных функций. На необходимость урегулирования вопросов возвращения долговых обязательств указывали и эксперты Общественной палаты Кемеровской области. Зампредседателя Общественной палаты Кемеровской области Татьяна Стародуб отметила возможность неэффективного расходования СО НКО бюджетных средств из-за неадекватности материально-технической базы или недостатка кадров, конкуренции и других факторов, а также риск несвоевременного возврата НКО займов и кредитов.