Результаты ЕГЭ по русскому языку в 2016 году: положительная динамика?

Наблюдается позитивная динамика знаний выпускников по русскому языку, заявила заместитель Председателя Правительства Ольга Голодец 27 октября на заседании Совета по русскому языку при Правительстве, сообщается на сайте Правительства России. 


По словам Голодец, доля тех, кто не преодолел минимальный порог 24 балла, за год снизилась более чем в 2 раза — до 0,7%, а средний тестовый балл вырос до 67,5 балла. 
Обратим внимание, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом уменьшилось количество частей и заданий в Едином государственном экзамене по русскому языку (с 39 до 25), а формат заданий работы изменён. Таким образом, выпускники 2015 года на экзамене столкнулись с новым форматом, а результаты были обеспечены не только их знанием пройденного материала, но и способностью адаптироваться к процедуре экзамена. В 2016 году по сравнению с 2015 годом изменений в формате заданий практически не было — все основные характеристики экзаменационной работы в целом сохранены. Расширен отбор языкового материала для выполнения некоторых заданий и внесено уточнение в формулировке задания 25 (сочинения), которое, конечно же, при более точной формулировке стало проще для правильного выполнения.

Неудивительно, что выпускники 2016 года, не столкнувшиеся с той новизной, с которой столкнулись выпускники 2015 года, справились с заданиями ЕГЭ лучше. Однако, это может говорить не о лучшем знании русского языка, а лучшей подготовке к процедуре сдачи экзамена.

Напомним, что в 2012 году Ученый совет филологического факультета имени Ломоносова выступил с заявлением о том, что министерством образования последние 20 лет проводилась политика разгрома гуманитарного образования — тепрерь это образование разрушено, в том числе и в результате внедрения ЕГЭ, и необходимо искать пути выхода из создавшегося положения. В апреле 2016 года была утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, предполагающая на выходе для выпускника овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо). Согласно Концепции, Государственная итоговая аттестация по учебному предмету должна включать оценку уровня владения не только письменной, но и устной речью.


Руководитель федеральной комиссии разработчиков по русскому языку Ирина Цыбулько заявляла, что Федеральный институт педагогических измерений будет работать над устной частью Государственной итоговой аттестации по русскому языку, и уже разработано несколько подходов. Введение в экзамены проверку «говорения» планируется начать с 9 класса. Рособрнадзор уже провел пилотную апробацию двух организационных моделей устной части основного государственного экзамена по русскому языку для выпускников 9-х классов.

В эксперименте участвовали школьники из трех регионов России: Московской области, Татарстана и Чеченской Республики. В первой модели устного экзамена используется компьютер со специальным программным обеспечением и аудиогарнитурой. Учащийся дает устные ответы на задания, ответы записываются и в дальнейшем оцениваются экспертами. Во второй модели учащийся беседует с членами экзаменационной комиссии на выбранную тему в присутствии независимого эксперта.