«Киберпсихология» одобрена Общественным советом при саратовском Минобре

Раздел «Киберпсихология» одобрен к включению в структуру Региональной инновационной модели медико-социального и психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса большинством голосов членов Общественного совета при Министерстве образования Саратовской области, 27 сентября сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

В ходе XVIII заседания Общественного совета докладчики озвучили ключевые аспекты проекта «Киберпсихология». Цель проекта — оказание психологической поддержки молодежи через социальные сети и мессенджеры. Также авторы проекта планируют «выработать инструментальные подходы и теоретические навыки психологического консультирования в сети интернет».

Уполномоченная по правам ребенка в Саратовской области Татьяна Загородняя выразила поддержку проекту: «Есть "Детский телефон доверия", на который ежедневно обращаются тысячи детей. И есть интернет, и все понимают, что молодежь сейчас находится больше в интернете. И те информационные угрозы идут именно из интернета. И гораздо легче разговаривать с детьми и с молодежью именно в интернете. Для них этот язык более доступный. И действительно нами была инициирована вот такая схема психологической помощи, самая интересная и самая доступная для реализации», — пояснила детский омбудсмен и предложила поддержать проект.

Оппонентом выступил педагог-психолог МБОУ «СОШ № 3» г. Аркадака Саратовской области Роман Слёзкин. «Очень сложно оппонировать такому важному и нужному, полезному проекту, но который, безусловно, заслуживает общественного внимания. Важно отметить все проблемы и затруднения на пути реализации и достижения ожидаемых результатов»,— сказал педагог.

Он отметил «...невнятное позиционирование проекта как группу или сообщество, транслирующее альтернативный "группам смерти" контент». «Или это способ оказания профессиональной психологической помощи?», — задался вопросом Слёзкин. Важным аспектом, по его мнению, является доверие детей. Они больше доверяют сверстникам, нежели взрослым. Но есть риск, что о проблеме обратившегося узнает широкий круг сверстников. Третьей проблемой Роман Слёзкин видит стабильность проекта, использование волонтеров для его реализации, что грозит текучестью кадров и ставит под угрозу профессионализм и регулярность оказываемой помощи. Также он упомянул об ограничениях, которые накладывает сетевое общение, особенно для консультаций психолога.

Председатель Общественного совета Сергей Саратовский предложил перейти к голосованию. «Понятно, что с проектом будут работать профессионалы, педагоги-психологи, социальные работники, программисты... Общественный совет в данном случае выполняет роль профессионального дилетанта, т.е. мы понимаем важность и не понимаем, как это реализовать. Вот если эта важность играет для нас роль, то прошу вас поддержать проект, если она не играет роль — прошу высказаться против»,— обратился председатель к членам Общественного совета.

Абсолютным большинством проект был принят, свой голос против выразил представитель «Родительского Всероссийского Сопротивления» Александр Березин. Он так пояснил свою позицию: «"Детский телефон доверия" — это неотъемлемая часть системы Ювенальной юстиции, реализованной в России. Родители выступают резко против того, чтобы детей приучали доносить на своих родителей вместо самостоятельного разрешения семейных проблем. Мало того, что "Детский телефон доверия" создан по лекалам НКО, деятельность которой запрещена в РФ, так еще и его работа нарушает положение закона 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Согласно которому, запрещено распространение информации, формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи», — отметил представитель РВС.

«То, что подобный проект переносят в социальные сети, создает дополнительные риски. Каким образом будут брать разрешение у родителей на оказание психологической помощи ребенку? Какие есть правовые основания для консультирования? А главное, кто и как будет контролировать психологов? Ведь сами авторы ссылаются на "группы смерти", авторство которых приписывают психологам. Где гарантии, что среди персонала "Киберпсихологии" не окажется такого "оборотня"?», — сказал общественник.

Напомним, Региональная инновационная модель медико-социального и психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса развернута «Саратовским областным институтом развития образования» (СОИРО). В рамках модели реализуются многочисленные программы, в том числе внедрение школьной службы медиации, а также инклюзивного образования. Данные подходы вызвали резкую критику со стороны родителей и профессионального сообщества.