Министерство образования Франции вынуждено нанять известных блогеров Youtube для популяризации среди лицеистов новой реформы образования, 20 мая сообщает ИА Красная Весна со ссылкой на издание Le Figaro.
Блогерам, имеющим значительное число подписчиков среди молодежи, поставлена задача «объяснить» преимущества изменения порядка выпускных экзаменов и поступления в ВУЗы, которые многие во Франции считают дискриминационными. С марта не стихает студенческий протест, периодически выливающийся в столкновения с полицией. Реформу критикуют преподаватели и руководители университетов.
По мнению французского министра образования Жана-Мишеля Бланке, все это происходит из-за недостатка рекламы, из-за неумения сотрудников министерства говорить на языке молодежи. С декабря министерство выпустило около 10 видероликов, посвященных реформе. Как подчеркивает издание, было использовано все, чтобы донести до целевой группы нужный посыл: «субтитры, фоновая музыка, очень короткий формат (одна, две минуты) и вводные шуточки».
Однако, ролики посмотрели всего 3–4 тысячи человек. Для продвижения позиции министра комиссия по внешним коммуникациям министерства образования (Delcom) решила нанять блогеров — «специалистов» по истории, биологии и просто «звезд» социальных сетей, имеющих от 100 до 600 тыс. подписчиков. Они должны положительно высказываться относительно реформы выпускных экзаменов, нового порядка поступления в ВУЗы, а также «борьбы с насилием» в школах.
Технические требования к заданию блогеров предписывают «поддерживать фамильярный тон, чтобы не разочаровывать своих подписчиков, но соблюдать ряд правил». Среди прочего, агент влияния должен «настаивать на важности получения сертификата о среднем образовании (bac)» даже в новом урезанном виде, потому что это якобы «дает в 4,5 раза больше шансов найти работу», использовать «методологический, а не педагогический» принцип и «ссылаться на сайт Национального образования».
Оплата согласившимся с этими инструкциями видеооператорам близка по уровню той, которую они обычно получают от частных компаний, то есть от 3000 до 8000 евро за видео от 3 до 8 минут. «Это немного ниже моих ставок, — говорит Лео Грассет, он же DirtyBiology, который получил 5000 и 8000 евро за два видео. — Но, как правило, мы работаем на атомную промышленность или агропромышленные отрасли. Национальное образование все-таки немного более этично, их миссия — не в зарабатывании денег. В принципе, мы даже гордимся работой с ними».
Нино Ариал, 27-летний «стендапер» говорит о том, что «появление с министром образования — не лучшая реклама для подписчиков», но он может гордиться тем, что участвовал в двух конференциях на тему школьных издевательств с Жаном-Мишелем Бланке, в том числе с участием Бриджит Макрон (жена президента).
Однако некоторые из агентов испытывают трудности с выполнением заданных спецификаций. «Это потрясающе по сравнению с тем, что мы обычно делаем, — говорит Дэвид Шейк из «Краткого исторического канала». — Это гораздо более зарегулировано, я должен был переписывать свой сценарий пять раз.»
В агентстве по коммуникациям считают, что полезность видеороликов — «не в количестве просмотров», а в «имидже Министерства образования среди молодежи».
Напомним, что новый закон о государственных экзаменах о среднем образовании углубляет пропасть между ценностью сертификатов, таким образом ограничивая возможность получения высшего образования для значительного количества выпускников.
Закон о порядке поступления в университеты, названный министром высшего образования, науки и инноваций Фредерикой Видаль «законом ориентации и успеха» (ORE) устанавливает непрозрачный отбор абитуриентов по размытым критериям, таким как «логические способности» и «научные компетенции». «Остается теперь понять, как на факультетах будут закулисно определять, соответствуют ли выпускники школ этим критериям», — задается вопросом Le Monde. Наряду с выпускными баллами, значительную роль рейтинга абитуриента отводится его социальному положению, возможности найти престижную практику и бизнес-связи.
Комментарий редакции
Эта новость показательна по трем причинам.
Во-первых, еще раз обнажается механизм работы манипулятивной демократии, когда нужное для элит решение проталкивается в виде понижения уровня дискурса, забалтывания сути проблемы и эмоционально-заряженной накачки вместо компетентного диалога специалистов. Таким образом, общество оказывается выключенным из реального обсуждения жизненно важных для него целей, будь то реформа семейных отношений, труда или образования.
Во-вторых, наряду с ликвидацией социальных завоеваний, французские временщики открыто отказываются от принципа всеобщего и равного доступа к высшему образованию.
В третьих, правительство России хотя и с некоторым опозданием следует тем же курсом, перестраивая советскую систему образования по лекалам западных структур вплоть до мельчайших деталей. Цель таких «изменений» в российском обществе не обсуждается так же как и во французском. Потому что тогда правительству бы пришлось отвечать на вопрос о том зачем копировать провалившуюся систему, которые сами французы называют «катастрофой в образовании».