Увольнение
Изображение: Андрей Алексеев © ИА Красная Весна
Введенный во время пандемии режим самоизоляции дал повод нерадивым работодателям увольнять сотрудников предпенсионного возраста, считают юристы и депутаты, 2 ноября сообщается в газете «Итоги и факты. События недели».
Число пенсионеров в стране продолжает расти. В 2020 году их насчитывалось 46,1 млн человек, а в 2015 году — 42,8 млн человек. По данным Росстата, население России стремительно стареет.
Количество работающих пенсионеров также сокращается, в 2019 году их было 9,6 млн человек, то в 2020 оду — уже 9,3 млн.
Управляющий партнер юридической компании «ПРО.Закон» Геннадий Пешков считает, что работодатели из-за убытков во время карантина пытаются минимизировать свои издержки за счет сокращения сотрудников — предпенсионеров.
«В связи с учетом высоких рисков по состоянию здоровья людей зрелого возраста, риском оплаты больничных листков, можно сказать, некоторые работодатели будут избавляться от возрастных работников», — считает юрист.
На фоне пандемии странно выглядят поправки в Трудовой кодекс, который Минтруд внес в Госдуму. Например, там появилась новая статья 358.8, по которой при трудоустройстве работодатель сможет оценивать состояние здоровья и возраст кандидата, а не только его профессиональные навыки. В сущности это еще одно основание не принимать на работу предпенсионеров, не говоря уже о людях с хроническими заболеваниями и инвалидностью.
Однако напомним, что в Трудовом кодексе есть статья 64, по которой отказ при приеме на работу по любому поводу, кроме деловых качеств, считается дискриминацией. Скорее всего, новая статья предлагается для защиты интересов работодателей.
Конечно, не все пожилые люди смогут обращаться в суд для защиты своих интересов. Председатель комитета Госдумы по труду Ярослав Нилов советует: если вас принуждают написать заявление по собственному желанию, брать отпуск за свой счет, незаконно уволить человека «по статье», нужно привлекать Трудовую инспекцию.
«Она наделена серьезными полномочиями по защите прав граждан. Также есть профсоюзы, судебные инстанции, органы прокуратуры. Можно обратиться к депутатам разных уровней. Кроме того действует институт уполномоченного по правам человека, который также наделен возможностями для защиты нарушенных прав работников», — объяснил Нилов.