В школах Узбекистана вводится инклюзивное образование


Концепция развития инклюзивного образования в системе народного образования в 2020–2025 годах и «дорожная карта» по ее реализации утверждены президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым, 14 октября сообщает пресс-служба министерства юстиции республики.

«Принято постановление Президента „О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями“ (№ ПП–4860, 13.10.2020 года)», — сообщает пресс-служба.

Сообщается, что в 2021–2022 учебном году в качестве эксперимента система инклюзивного образования будет внедрена в одной из общеобразовательных школ городов, а также районов города столицы Узбекистана. В Каракалпакии, Ташкентской области и в самом Ташкенте будут открыты начальные базовые коррекционные классы для детей с особыми образовательными потребностями.

С 1 января 2021 года руководящим работникам специализированных образовательных учреждений будет выплачиваться ежемесячная надбавка за особые условия труда в размере 100% их базовой тарифной ставки. Про штатных преподователей, непосредственно преподающих ученикам с особыми образовательными потребностями, в постановлении не упоминается.

С 2021–2022 учебного года образование в специализированных образовательных учреждениях будет длится 11 лет, а в вспомогательных школах и школах-интернатах для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии дети будут учиться 9 лет. Для получения профессии будут организованы курсы обучения профессиям с выдачей соответствующих сертификатов.

Также при при Республиканском центре профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся будет создана «Лаборатория инклюзивного образования». Ее задачами будет создание в общеобразовательных школах условий для инклюзивного образования, разработка критериев определения качества и эффективности инклюзивного образования. Лаборатория будет контролировать выполнение условий и критериев инклюзивного образования.

Источник

Комментарий РВС

Когда говорят об инклюзивном образовании, то зачастую манипулятивно рисуют картины с детьми-инвалидами у которых существуют проблемы опорно-двигательного аппарата. Инклюзия в таких случаях рисуется как оснащение школ пандусами и прочими вспомогательными приспособлениями. Но на деле таких учащихся очень немного и они не представляют особенных сложностей в учебе. 
Основная нагрузка на систему образования возникает от присутствия детей с задержками психического развития, с когнитивными нарушениями. Для того, чтобы полноценно давать им учебный материал нужны педагоги-специалисты, а обычный школьный учитель не может этого сделать даже если будет заниматься в ходе урока только таким ребенком, оставив без внимания остальных учеников. 
На практике инклюзия выглядит именно так - учитель безрезультатно отдает все время детям с ОВЗ, обычные ученики остаются без образования, а чиновники осваивают бюджет на оборудование школ пандусами и лифтами и бодро рапортуют о том, сколько средств сэкономлено за счет закрытия специализированных школ для детей-инвалидов.