Перестроечные реформы породили общество «хамелеонов» — соцопрос «АКСИО 10»

Опрос АКСИО по ЦОС
Изображение: Анна Рыжкова © ИА Красная Весна

Приспособленчество назвали основой целью школьного воспитания почти половина респондентов «АКСИО 10», рассказала учитель Инна Назарова на конференции «Дистанционное образование: непростые выводы массового социологического опроса граждан» в Уфе 27 августа, сообщает корреспондент.

В анализе итогов опроса, опубликованном в газете «Суть времени», отмечается, что «перестройка и последующие годы переформатировали советское общество в общество плывущих по течению приспособленцев», в общество хамелеонов».

Инна Назарова сообщила, что, отвечая на вопрос «Чему главному должен научиться человек в школе?», 47% опрошенных назвали умение быстро адаптироваться, 22% затруднились ответить, и только 31% выбрали ответ «Уметь менять жизнь».

При этом именно молодежь — старшеклассники и студенты — стали самой внушительной группой, по мнению которых умение адаптироваться является главной школьной наукой. Так, 54% опрошенных в возрасте от 16 до 29 лет учатся приспосабливаться, и только 27% подростков до 17 лет и 29% молодых людей до 29 лет готовы менять жизнь.

По мнению докладчика, это напрямую связано еще с одним тревожным результатом: всего 38% опрошенных твердо убеждены, что есть связь между образованием и дальнейшей жизнью.

Учитель также поясняет, что главной целью и мотивацией к учебе стала сдача ЕГЭ: «Учись — ЕГЭ не сдашь!».

Она предлагает сравнить это с отброшенным советским образованием, когда в целях образования значились подготовка и воспитание высокообразованных, всесторонне развитых, активных, уважающих законы, труд, физически развитых граждан. При этом народное образование в СССР было, по ее словам, «призвано обеспечивать развитие и удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей советского человека».

Педагог пояснила, почему у большинства респондентов связь между образованием и дальнейшей работой и жизнью практически не просматривается.

«То есть получается, что теперь цель школы — сдать ЕГЭ. Сдать ЕГЭ, чтобы поступить в институт, получить диплом. А что дальше-то? Гарантий того, что человека где-то ждут с дипломом — никакой. Какая же тут связь образования с жизнью?! И люди же это понимают! И приспосабливаются как могут! И детей на это настраивают. Как тут не вспомнить советскую систему распределения выпускников вузов? Отработал после учебы свои 3 года, опыт получил, уже готовый профессионал. У нас же вообще ножницы получаются. Молодого не берут на работу — нет опыта, после 45 не берут — возраст, хотя до пенсии теперь еще ой-ой сколько. А как же заявленный президентом прорыв, как же развитие страны?!», — говорит Инна Назарова.

Напомним, опрос «АКСИО-10» проводился в мае 2021 года институтом общественного мнения АКСИО и активистами Родительского Всероссийского Сопротивления (РВС). Он был посвящен цифровизации образования и отношению к ней граждан. В нем приняло участие 34 632 человека практически из всех регионов Российской Федерации.

ИА Красная Весна