Анри Жюль Жан Жоффруа. В классе. 1889
Качество школьного образования снижается в странах, которые делают акцент только на функциональной грамотности, — России не следует идти этим путем, заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов 27 января в ходе выступления на «правительственном часе» в Совете Федерации.
Кравцов сообщил, что в международных рейтингах исследования качества образования результаты стран, сделавших упор на деятельностный, а не знаниевый подход, снижаются: «Мы проанализировали те страны, которые участвуют в трех исследованиях. Обратите внимание на Гонконг, который был в 2016 году на четвертом месте, а сейчас — на седьмом с половиной. Или Финляндия, которая всегда славилась хорошим образованием, сегодня снижается. Почему? Потому что в этих странах сделан акцент на смещение образовательной политики в сторону, например, усиления только функциональной грамотности, а не предметных базовых знаний».
Министр заявил, что в Минпросвещения есть предложения, как избежать таких ошибок, но они не принимаются: «Мы не должны эти ошибки допускать. Определенные предложения у нас есть. К сожалению, они сейчас не проходят. Мы должны всесторонне развивать школьника: давать и базовые знания, и прикладные знания».
Напомним, по итогам выступления Кравцова спикер Совфеда Валентина Матвиенко отметила, что ее «не совсем» удовлетворяет доклад Кравцова. В частности, ее настораживает увлеченность министра международными рейтингами. Она заявила, что в России была лучшая в мире система образования и она таковой останется.
Сообщаем, под функциональной грамотностью понимается уровень практических знаний, умений и базовых навыков жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался.
Комментарий РВС
Отказ от предметных базовых знаний в пользу функциональной грамотности был основным лейтмотивом реформ, проводимых в сфере образования в постсоветское время. По-другому это называлось переходом от знаниевого подхода в образовании к деятельностному.
Отрадно, что у руководства Минпросвещения появилось понимание ошибочности этого подхода. Логично было бы вслед за этим также признать не только ошибочность пути лидеров международных рейтингов, но и то, что и все реформы образования в современной России были как минимум ошибкой.
Однако желание вписаться в «правильные» международные тренды доминирует во властных коридорах, и потому в ответ на робкое сомнение министра в правильности выбранного пути последовал строгий окрик главы Совфеда.