Изображение: ЕА © ИА Красная Весна
ДНК
27 участков ДНК, мутации в которых повышают вероятность развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), выявил международный коллектив исследователей, включающий российских ученых. Результаты их работы опубликованы в статье 26 января в журнале Nature Genetics.
«В рамках анализа геномов свыше 38 тыс. носителей СДВГ и 186 тыс. здоровых людей нам удалось выявить сразу 27 участков ДНК, структура которых заметным образом влияет на вероятность развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности. В целом, шансы на его появление вырастали по мере увеличения числа редких мутаций, заставляющих клетки вырабатывать укороченные белковые молекулы», — говорится в статье.
Группа исследователей под руководством профессора Дитте Демонтис из университета Орхуса (Дания), в которую входят исследователи из Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова провели исследование с целью обозначить генетические факторы риска, связанные с развитием СДВГ.
Для этого были сравнены геномы 38 тыс. пациентов с СДВГ с геномами людей, не имеющих данного диагноза. Было установлено, что мутации в 27 различных участках ДНК на первой, пятой, одиннадцатой и 20 хромосомах связаны с повышенным риском развития заболевания. Среди них обозначены гены PTPRF, MEF2C и METTL15, которых ранее не считали связанными с психическими заболеваниями.
Напомним, СДВГ обычно диагностируется среди детей, намного чаще у мальчиков, чем у девочек. Синдром связан с проблемами с концентрацией и склонностью к импульсивному поведению. Он чаще всего выявляется в школе. В некоторых странах его пытались лечить психостимуляторами.
Некоторые исследователи считают СДВГ культурно-обусловленным диагнозом, который появился из-за того, что современные школьники испытывают недостаток в движении, и поэтому не могут конструктивным образом израсходовать свою энергию.
Комментарий РВС
СДВГ может в столь отдаленном будущем стать целью для генетического редактирования. Данное исследование можно назвать шагом в этом направлении. Долгосрочные последствия таких вмешательств плохо изучены.
Альтернативным методом профилактики и лечения СДВГ можно считать внесение конструктивные изменения в ранее школьное образование, чтобы не искусственно затормаживать детей физически и эмоционально, а использовать их высокие запасы энергии для их же развития.
Многим современным детям, которые даже не страдают СДВГ нельзя позавидовать с точки зрения того что гаджеты их окружают с пеленок, а их родители так же торчащие в гаджетах не уделяют им так нужного внимания. Будут ли различать поведение таких детей и детей действительно больных СДВГ или всем подряд вколят генетическую вакцину? После пандемии ответ на этот вопрос очевиден.